Дата публикации: 15.03.2018 14:29
Дата изменения: 15.03.2018 14:33

В соответствии с пунктом 9 статьи 166,  пунктом 8 статьи 167, пунктом 2 статьи 170, статьей 171 Кодекса Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемые:

  1. Правила применения контрольно-кассовых машин согласно приложению 1 к настоящему приказу;
  2. форму регистрационной карточки контрольно-кассовой машины согласно приложению 2 к настоящему приказу;
  3. форму книги учета наличных денег согласно приложению
    3 к настоящему приказу;
  4. форму книги товарных чеков согласно приложению 4 к настоящему приказу;
  5. форму товарного чека согласно приложению 5 к настоящему приказу;
  6. Правила  включения (исключения) моделей контрольно-кассовых машин в (из) государственный (государственного) реестр (реестра) согласно приложению 6 к настоящему приказу;
  7. Правила приема, хранения сведений с контрольно-кассовых машин с функцией фиксации и (или) передачи данных о денежных расчетах, осуществляемых при реализации товаров, выполнении работ, оказании услуг, а также их передачи в органы государственных доходов оператором фискальных данных согласно приложению 7 к настоящему приказу.

2.  Признать утратившими силу некоторые приказы Министерства финансов Республики Казахстан согласно приложению 8 к настоящему приказу.

3. Комитету государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан (Тенгебаев А.М.) в установленном законодательством порядке обеспечить:

  1. государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
  2.  в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего приказа направление его копии в бумажном и электронном виде на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Республиканский центр правовой информации» Министерства юстиции Республики Казахстан для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;
  3.  размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства финансов Республики Казахстан;
  4.  в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства финансов Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) настоящего пункта.

4. Настоящий   приказ    вводится    в    действие   по   истечении   десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Министр финансов

Республики Казахстан                     

 

                                 Б. Султанов

                                                                 

Приложение 1

к приказу Министра финансов

Республики Казахстан

от  «16»  февраля 2018 года № 208

 

Правила применения контрольно-кассовых машин

Глава  1. Общие положения 

1.  Настоящие Правила применения контрольно-кассовых машин
(далее – Правила) разработаны в соответствии с Кодексом Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года  «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) и определяют порядок применения контрольно-кассовых машин.

2. В целях настоящих Правил ответственное лицо
налогоплательщика – налогоплательщик либо лицо, состоящее в трудовых отношениях с налогоплательщиком или действующее от его имени на основании доверенности, договора или ином законном основании, осуществляющее денежные расчеты с покупателем (клиентом) с применением
контрольно-кассовой машины и отвечающее за ее работу.

3. Применение контрольно-кассовых машин включает в себя:

        1) постановку контрольно-кассовой машины на учет;

        2) внесение изменений в регистрационные данные;

        3) снятие контрольно-кассовой машины с учета;

        4) эксплуатацию контрольно-кассовых машин.

 

Глава 2. Постановка контрольно-кассовой машины на учет в органах государственных доходов

 

4. На территории Республики Казахстан денежные расчеты производятся с обязательным применением контрольно-кассовых машин, за исключением случаев установленных пунктом 2 статьи 166 Налогового кодекса.

5. Контрольно-кассовые машины подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту использования, за исключением случаев установленных настоящим пунктом.

В органах государственных доходов по месту нахождения налогоплательщиков подлежат постановке на учет контрольно-кассовые машины:

1) используемые при осуществлении деятельности через нестационарные или иные передвижные (мобильные) объекты;

2) являющиеся банковскими компьютерными системами, в том числе банковскими компьютерными системами, которыми оснащены терминалы оплаты услуг.

6. При постановке на учет контрольно-кассовой машины, являющейся аппаратно-программным комплексом, налогоплательщик представляет в орган государственных доходов по месту своего нахождения документы, указанные в пункте 3 статьи 167 Налогового кодекса.

7. Должностное лицо органа государственных доходов при постановке на учет контрольно-кассовой машины  без функции передачи данных, за исключением аппаратно-программных комплексов:

1) проверяет соответствие сведений, указанных в налоговом заявление о постановке контрольно-кассовой машины на учет в налоговом органе
(далее – Налоговое заявление), представленным документам;

2) сверяет заводской номер контрольно-кассовой машины, указанный на маркировочной табличке, с номером, указанным в налоговом заявлении;

3) проверяет правильность оформления книги учета наличных денег и книги товарных чеков;

4) устанавливает фискальный режим работы контрольно-кассовой машины;

5) устанавливает пломбу органа государственных доходов на корпус контрольно-кассовой машины с блоком фискальной памяти;

6) оформляет  регистрационную карточку контрольно-кассовой машины;

7) заверяет регистрационную карточку контрольно-кассовой машины, книги учета наличных денег и товарных чеков личной подписью и печатью, предусмотренной для их заверения;

8) проверяет соответствие модели контрольно-кассовой машины с моделями, внесенными в государственный реестр;

9) возвращает налогоплательщику:

          контрольно-кассовую машину с блоком фискальной памяти с установленным фискальным режимом работы и пломбой органа государственных доходов;

          заверенные книги учета наличных денег и товарных чеков;

10) выдает налогоплательщику регистрационную карточку
контрольно-кассовой машины.

8. Должностное лицо органа государственных доходов при постановке на учет контрольно-кассовой машины с функцией  фиксации и (или) передачи данных, за исключением аппаратно-программных комплексов:

1) проверяет соответствие сведений, указанных в Налоговом заявлении, представленным документам;

2) сверяет заводской номер контрольно-кассовой машины, указанный на маркировочной табличке, с номером, указанным в Налоговом заявлении;

3) проверяет правильность оформления книги товарных чеков;

4) оформляет регистрационную карточку контрольно-кассовой машины;       5) заверяет регистрационную карточку контрольно-кассовой машины и книгу товарных чеков личной подписью и печатью, предусмотренной для их заверения;

6) проверяет соответствие модели контрольно-кассовой машины с моделями, внесенными в государственный реестр;

7) возвращает налогоплательщику:

          контрольно-кассовую машину с функцией  фиксации и (или) передачи данных;

          заверенную книгу товарных чеков;

8) выдает налогоплательщику регистрационную карточку
контрольно-кассовой машины.

При постановке на учет контрольно-кассовой машины, являющейся аппаратно-программным комплексом, – должностное лицо органа государственных доходов осуществляет следующие действия:

1) проверяет соответствие сведений, указанных в Налоговом заявлении, представленным документам;

2) устанавливает фискальный режим работы аппаратно-программного комплекса;

3)  оформляет  регистрационную карточку контрольно-кассовой машины;   

4) заверяет регистрационную карточку контрольно-кассовой машины личной подписью и печатью, предусмотренной для заверения;

5) проверяет соответствие модели контрольно-кассовой машины с моделями, внесенными в государственный реестр;

6) выдает налогоплательщику регистрационную карточку
контрольно-кассовой машины.

9. Регистрационная карточка контрольно-кассовой машины выдается налогоплательщику при постановке контрольно-кассовой машины на учет в органах государственных доходов, хранится в течение всего срока эксплуатации контрольно-кассовой машины и предъявляется по требованию должностного лица органов государственных доходов.

Глава 3. Внесение изменений в регистрационные данные контрольно-кассовой машины

10. Налогоплательщиком в течение пяти рабочих дней со дня возникновения изменений, указанных в регистрационной карточке контрольно-кассовой машины, в орган государственных доходов представляются документы, указанные в пункте 1 статьи 168 Налогового кодекса.

Должностное лицо органа государственных доходов в течение трех рабочих дней со дня приема Налогового заявления производит изменение регистрационных данных в части изменения наименования налогоплательщика и (или) места использования контрольно-кассовой машины, оформляет и выдает налогоплательщику регистрационную карточку контрольно-кассовой машины с измененными регистрационными данными.

Глава 4. Снятие контрольно-кассовой машины с учета в органах государственных доходов

11. Должностное лицо органа государственных доходов при снятии с учета  контрольно-кассовой машины  без функции передачи данных, за исключением аппаратно-программных комплексов:

1) снимает фискальный отчет;

2) проводит камеральный контроль и сопоставление данных книги учета наличных денег с показаниями фискального отчета и данными книги товарных чеков;

3) делает запись о закрытии книги учета наличных денег и книги товарных чеков;

4) производит снятие пломбы органа государственных доходов с корпуса контрольно-кассовой машины с блоком фискальной памяти;

5) возвращает налогоплательщику:

контрольно-кассовую машину;

книги учета наличных денег и товарных чеков;

регистрационную карточку с отметкой о снятии с учета
контрольно-кассовой машины.

12. Должностное лицо органа государственных доходов при снятии с учета контрольно-кассовой машины  с функцией  фиксации и (или) передачи данных, за исключением аппаратно-программных комплексов:

1) снимает фискальный отчет;

2) делает запись о закрытии книги товарных чеков;

3) возвращает налогоплательщику:

         контрольно-кассовую машину;

         книгу товарных чеков;

         регистрационную карточку с отметкой о снятии с учета контрольно-кассовой машины.

13. При снятии с учета контрольно-кассовой машины, являющейся аппаратно-программным комплексом, должностное лицо органа государственных доходов снимает фискальный отчет и возвращает налогоплательщику регистрационную карточку с отметкой о снятии с учета контрольно-кассовой машины.

Глава 5. Снятие фискального отчета

14. Фискальные отчеты снимаются органами государственных доходов в случаях:

         1) проведения налоговых проверок;

         2) замены блока фискальной памяти;

         3) снятия с учета контрольно-кассовой машины;

          4) осуществления ремонта контрольно-кассовой машины, требующего введение пароля доступа к фискальной памяти;

          5) полного заполнения книги учета наличных денег;

          6) утери (порчи) книги учета наличных денег.

15. Для снятия фискального отчета, за исключением случая, предусмотренного подпунктом 1) пункта 14 настоящих Правил, в орган государственных доходов представляются контрольно-кассовая машина и следующие документы:

1) пронумерованные, прошнурованные, заверенные подписью руководителя и печатью органа государственных доходов книги учета наличных денег и товарных чеков;

2) сменные отчеты с даты снятия последнего фискального отчета.

При снятии фискального отчета составляется акт снятия фискального отчета по форме согласно приложению 1 к настоящим Правилам, данные которого подлежат вводу в информационную систему органов государственных доходов.

                     Глава 6. Эксплуатация контрольно-кассовых машин

16. Ответственное лицо налогоплательщика при эксплуатации контрольно-кассовой машины:

1) осуществляет ввод информации о денежном расчете в соответствии с руководством по эксплуатации контрольно-кассовой машины;

2) в случае отсутствия электроэнергии или неисправности
контрольно-кассовой машины заполняет и выдает товарный чек;

3) в случае временного отсутствия сети телекоммуникаций, предоставляемых оператором фискальных данных, использует автономный режим работы контрольно-кассовой машины с функцией фиксации и передачи данных;

4) заполняет книгу учета наличных денег;

5) при завершении смены выполняет процедуру «конец смены» путем снятия сменного отчета (Z-отчет) согласно техническим требованиям изготовителя модели контрольно-кассовой машины.

Сменные отчеты, книги учета наличных денег и товарных чеков, а также чеки аннулирования, возврата и контрольные чеки, по которым проведены операции аннулирования и возврата, хранятся налогоплательщиком в течение пяти лет с даты их печати или полного заполнения.

Для контрольно-кассовых машин период смены не должен превышать двадцать четыре часа.

17. Операции аннулирования ошибочно введенной суммы или возврат денежного расчета производятся в соответствии с техническими требованиями изготовителя модели контрольно-кассовой машины при наличии:     

          оригинала контрольного  чека контрольно-кассовой машины без функцией фиксации и (или) передачи данных и произведенной записи в книге учета наличных денег;

          оригинала контрольного чека  контрольно-кассовой машины с функцией фиксации и (или) передачи данных либо контрольного чека распечатанного с сайта оператора фискальных данных с приложением иного документа, содержащего сведения о наименовании, стоимости товара (работы, услуги), дате приобретения, продавце (изготовителе, исполнителе).

Положение части первой настоящего пункта не распространяется на операции по возврату денежного расчета за неиспользованные        железнодорожные, автобусные и авиационные билеты, оформленные автоматизированным способом в установленном законодательством порядке.

18. Данные книги учета наличных денег должны соответствовать показаниям сменных отчетов на соответствующую дату.

19. Показания отчета с учетом сумм платежей при использовании платежных карточек о текущем состоянии кассы должны соответствовать сумме наличных денег в кассе на момент снятия фискального отчета, суммам приема и выдачи наличных денег, не связанных с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, отраженных в книге учета наличных денег.

При снятии фискального отчета о текущем состоянии кассы в соответствии с подпунктом 1) пункта 14 настоящих Правил подсчет наличных денег в кассе производится налогоплательщиком (его должностным лицом) в присутствии проверяющего лица  органа государственных доходов.

20. В случае технической неисправности контрольно-кассовой машины, устранение которой невозможно без нарушения целостности пломбы органа государственных доходов, налогоплательщик в течение пяти рабочих дней с момента возникновения неисправности подает в орган государственных доходов, в котором произведена постановка на учет контрольно-кассовой машины:

1) налоговое заявление об исполнении обязательств, возникающих при эксплуатации контрольно-кассовой машины с указанием номера, даты выдачи регистрационной карточки контрольно-кассовой машины и суммарных показаний счетчика на начало дня, в который произошла неисправность;

2) заключение центра технического обслуживания с обоснованным указанием сроков проведения ремонта и причины неисправности.

Орган государственных доходов отказывает в приеме документов на получение разрешения на нарушение целостности пломбы в случаях непредставления или представления с неполным составом сведений документов, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.

Орган государственных доходов в день приема налогового заявления принимает решение о выдаче или отказе в выдаче разрешения на нарушение целостности пломбы контрольно-кассовой машины по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам  для устранения неисправности.

Разрешение органа государственных доходов на нарушение целостности пломбы контрольно-кассовой машины выдается по форме, установленной уполномоченным органом, должностным лицом органа государственных доходов, ответственным за установку пломбы, в день принятия решения о его выдаче.

Срок представления контрольно-кассовой машины с блоком фискальной памяти в орган государственных доходов для установки пломбы после устранения технической неисправности не может быть меньше срока проведения ремонта, указанного в заключение центра технического обслуживания, но не более пятнадцати рабочих дней со дня выдачи разрешения органа государственных доходов на нарушение целостности пломбы.

21. В случае технической неисправности контрольно-кассовой машины с функцией фиксации и (или) передачи данных, устранение которой невозможно без обращения в центр технического обслуживания, налогоплательщик в течение трех рабочих дней с даты возникновения неисправности обращается в центр технического обслуживания, в котором произведена постановка на учет контрольно-кассовой машины и (или) производится ее обслуживание.

Заключение центра технического обслуживания о причинах неисправности с указанием сроков проведения ремонта контрольно-кассовой машины с функцией фиксации и передачи данных, хранятся налогоплательщиком в течение пяти лет с даты их выдачи.      

22. Контрольно-кассовая машина считается технически неисправной в случаях, если:

1) не печатает, печатает неразборчиво или реквизиты на контрольном чеке, определенные статьей 166 Налогового кодекса, печатаются не полностью;

2) отсутствует возможность получить данные с фискальной памяти либо с накопителя фискальных данных;

3) отсутствует или повреждена пломба органа государственных доходов контрольно-кассовой машины с блоком фискальной памяти;

4) отсутствует маркировка завода-изготовителя;

5) отсутствует возможность передачи данных с контрольно-кассовой машины с функцией фиксации и (или) передачи данных при наличии исправной связи, предоставляемой оператором фискальных данных.

23. Контрольно-кассовая машина, являющаяся аппаратно-программным комплексом, считается технически неисправной в случаях, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 5) пункта 22 настоящих Правил.

24. В случае полного заполнения книги учета наличных денег и (или) книги товарных чеков либо в случае их утери (порчи) налогоплательщик для их замены (восстановления) в течение пяти рабочих дней представляет в орган государственных доходов по месту постановки на учет контрольно-кассовой машины:

1) налоговое заявление об исполнении обязательств, возникающих при эксплуатации контрольно-кассовой машины;

2) пронумерованные, прошнурованные, заверенные подписью и (или) печатью налогоплательщика новые книги учета наличных денег и (или) товарных чеков;

3) регистрационную карточку контрольно-кассовой машины;

4) контрольно-кассовую машину.  

В случае полного заполнения или утери (порчи) книги учета наличных денег в орган государственных доходов дополнительно представляется контрольно-кассовая машина для снятия фискального отчета.

25. Органами государственных доходов замена книг учета наличных денег и (или) товарных чеков производится в течение трех рабочих дней с момента регистрации налогового заявления в органе государственных доходов.

 

Приложение 1 к Правилам применения  контрольно-кассовых машин (форма)

Приложение 2 к Правилам применения контрольно-кассовых машин (форма)

Приложение 2 к приказу Министра финансов Республики Казахстан (форма)

Приложение 3 к приказу Министра финансов Республики Казахстан (форма)

Приложение 4 к приказу Министра финансов Республики Казахстан (форма)

Приложение 5 к приказу Министра финансов Республики Казахстан (форма)

 

 

                                         

                                                                                                      Приложение 7

к приказу Министра финансов

Республики Казахстан

                                                                                      от  «__»  ____ 201_ года № __

 

 

Правила приема, хранения сведений с контрольно-кассовых машин с функцией фиксации и (или) передачи данных о денежных расчетах, осуществляемых при реализации товаров, выполнении работ, оказании услуг, а также их передачи в органы государственных доходов оператором фискальных данных

Глава 1. Общие положения

1. Настоящие Правила приема, хранения сведений с контрольно-кассовых машин с функцией фиксации и (или) передачи данных о денежных расчетах, осуществляемых при реализации товаров, выполнении работ, оказании услуг, а также их передачи в органы государственных доходов оператором фискальных данных разработаны в соответствии с пунктом 2 статьи 167 и статьей 171 Кодекса Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года  «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) (далее – Правила).

2. Органы государственных доходов используют сведения
контрольно-кассовых машин с функцией фиксации и (или) передачи данных о денежных расчетах, осуществляемых при реализации товаров, работ, услуг, для целей налогового администрирования. При этом оператор фискальных данных выполняет следующие задачи:

1) прием сведений о денежных расчетах от налогоплательщиков;

2) хранение полученных сведений о денежных расчетах на собственных электронных носителях;

3) передачу сведений о денежных расчетах в органы государственных доходов в оперативном режиме по сетям телекоммуникаций общего пользования.

3. Задачи, указанные в пункте 2 настоящих Правил, оператор фискальных данных реализует с использованием:

1) электронных носителей –  для потока информационных массивов;

2) электронных хранилищ данных – для обеспечения накопления сведений о денежных расчетах и защиты от несанкционированного доступа;

3) бумажных носителей – при документообороте;

4) интернет ресурсов – для обратной связи, интерактивного взаимодействия.

4. Оператор фискальных данных в ходе реализации задач, предусмотренных пунктом 2 настоящих Правил, соблюдает положения законодательства Республики Казахстан по неразглашению регистрационных данных налогоплательщика, налоговой тайны, а также иной информации о налогоплательщике, полученной в ходе деятельности по приему, хранению и передаче в органы государственных доходов сведений о денежных расчетах.

Глава 2. Основные понятия и сокращения

5. Основные понятия и сокращения, применяемые в настоящих Правилах:

1) денежные расчеты  –  расчеты, осуществляемые за приобретение товара, выполнение работ, оказание услуг посредством наличных денег и (или) расчетов с использованием платежных карточек;

2) контрольно-кассовые машины – электронное устройство с функцией фиксации и (или) передачи данных, компьютерные системы, обеспечивающие регистрацию и отображение информации о денежных расчетах, осуществляемых при реализации товаров, работ, услуг;

3) VPN подключение контрольно-кассовых машин к
программно-аппаратному комплексу оператора фискальных
данных - подключение контрольно-кассовых машин к серверу оператора фискальных данных по специальному защищенному каналу связи с достоверной идентификацией клиента и сервера, обеспечивающему защиту от несанкционированного доступа;

4) контрольный чек  – первичный учетный документ контрольно-кассовой машины, подтверждающий факт осуществления между продавцом (поставщиком товара, работы, услуги) и покупателем (клиентом) денежного расчета;

5) договор оказания услуг –  документ, удостоверяющий заключение соглашения между налогоплательщиком и оператором фискальных данных в порядке, установленном гражданским законодательством Республики Казахстан с целью определения условий оказания оператором фискальных данных услуг налогоплательщику, в бумажном и/или электронном виде;

6) токен – числовой код, сгенерированный сервером оператора фискальных данных для идентификации контрольно – кассовых машин и защиты от несанкционированного доступа при передаче данных о денежных расчетах на сервер оператора фискальных данных;

7) уполномоченный орган – государственный орган, осуществляющий руководство в сфере обеспечения поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджет;

8) фискальный признак – отличительный символ, отражаемый на контрольных чеках в качестве подтверждения работы контрольно-кассовые машины в фискальном режиме;

9) оператор фискальных данных – юридическое лицо, обеспечивающее передачу сведений о денежных расчетах в оперативном режиме в налоговые органы по сетям телекоммуникаций общего пользования, определенное уполномоченным органом по согласованию с уполномоченным органом в сфере информатизации;

10) портал оператора фискальных данных  интернет-ресурс оператора фискальных данных, подсистема программно-аппаратного комплекса оператора фискальных данных, необходимая для решения следующих задач: регистрации организации, регистрации контрольно-кассовых машин в уполномоченном органе, управления пользователями организации, выдачи пользователям токена для работы с контрольно-кассовыми машинами, просмотра фискальных операций, X и Z отчетов по кассам организации, проверка фискального признака или автономного кода контрольного чека;

11) VLAN (англ. Virtual Local Area Network)  –  это виртуальная локальная сеть (группа сетевых ресурсов, которые физически находятся в различных сегментах, но логически связаны друг с другом и объединены в один широковещательный домен).

Глава 3. Организация работы оператора фискальных данных

6. Организация работы оператора фискальных данных заключается в реализации следующих функций, способствующих выполнению его задач в полной мере:

1) создание и эксплуатация в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Казахстан программно-аппаратного комплекса для приема, обработки, хранения и передачи в неизменном виде в органы государственных доходов сведений о денежных расчетных операциях, осуществляемых с применением контрольно-кассовой машины;

2) обеспечение функционирования
информационно-телекоммуникационной сети на территории Республики Казахстан, позволяющей осуществлять VPN подключение
контрольно-кассовых машин к программно-аппаратному комплексу оператора фискальных данных;

3) подключение контрольно-кассовых машин к программно-аппаратному комплексу (серверу) оператора фискальных данных и оказания услуг по приему, обработке и хранению сведений о денежных расчетах, осуществляемых с применением контрольно-кассовой машины, по тарифам, согласованным в порядке, установленном в соответствии со статьей 20 Закона Республики Казахстан от 5 июля 2004 года «О связи»;

4) разработка и ввод в эксплуатацию системы приема, хранения и передачи данных контрольно-кассовых машин;

5) обеспечение создания и технического сопровождения портала оператора фискальных данных для интерактивного взаимодействия с пользователями услуг оператора фискальных данных, а также разработка для них дополнительных сервисов и размещение на портале;

6) создание службы консультационной и технической поддержки налогоплательщиков, органов государственных доходов и центров технического обслуживания контрольно-кассовых машин по вопросам: работы портала, программно-аппаратного комплекса,
информационно-телекоммуникационной сети оператора фискальных данных;

7) утверждение правового акта по вопросам ответственности работников оператора фискальных данных за разглашение, утечку информации, составляющей налоговую, государственную тайну и иную охраняемую законом информацию;

8) реализация услуг по порядку приема, хранения сведений с
контрольно-кассовых машин, а также их передачи в органы государственных доходов оператором фискальных данных на основе договоров оказания услуг, кроме получателя данных, после регистрации на портале оператора фискальных данных посредством электронной цифровой подписи;

9) обработка фискальных данных включает действия оператора фискальных данных по сбору, записи, систематизации, накоплению, хранению в неизменном виде, извлечению, использованию, предоставлению доступа органам государственных доходов к фискальным данным (а также любой другой информации о налогоплательщике), за исключением их изменения, обезличивания, блокирования, удаления или уничтожения.

 

Глава 4. Порядок регистрации, перерегистрации и снятии с учета контрольно-кассовой машины оператором фискальных данных

7. Налогоплательщик, поставивший на регистрацию в органы государственных доходов контрольно-кассовую машину, направляет оператору фискальных данных через его портал электронное заявление о регистрации, перерегистрации и снятии с учета контрольно-кассовой машины.

8. Регистрации заявления налогоплательщика, указанного в пункте 7 настоящих Правил, предшествует форматно-логический контроль, проводимый оператором фискальных данных в автоматическом режиме на предмет соответствия данным органов государственных доходов:

1) регистрационных данных налогоплательщика, указанных в заявлении;

2) регистрационных данных контрольно-кассовой машины, указанных в заявлении.

9. Результат форматно-логического контроля оператора фискальных данных направляется уполномоченному органу и налогоплательщику одновременно:

1) регистрационные данные налогоплательщика, указанные в заявлении, (не) соответствуют данным органов государственных доходов;

2) регистрационные данные контрольно-кассовой машины, указанные в заявлении налогоплательщика (не) соответствуют данным органов государственных доходов.

10. Уполномоченный орган сообщает оператору фискальных данных о принятом решении (результат обработки) по заявлению налогоплательщика.

11. Оператор фискальных данных доводит до сведения налогоплательщика результат обработки заявления налогоплательщика о регистрации, перерегистрации и снятии с учета контрольно-кассовой машины. При регистрации контрольно-кассовой машины ей присваивается регистрационный номер.

Глава 5. Порядок приема оператором фискальных данных сведений
с контрольно
-кассовой машины

12. Налогоплательщики, применяющие контрольно-кассовую машину, заключают с оператором фискальных данных договор оказания услуг по приему, хранению и передаче в органы государственных доходов сведений о денежных расчетах, осуществляемых налогоплательщиком при реализации товаров, работ, услуг. В договоре оказания услуг в обязательном порядке должны быть указаны:

1) ответственность оператора фискальных данных за обеспечение конфиденциальности информации о налогоплательщике, составляющей налоговую тайну;

2) согласие налогоплательщика на получение и обработку оператором фискальных данных из органов государственных доходов регистрационных данных и сведений о денежных расчетах от самого налогоплательщика;

3) порядок и процедура расторжения договора.

13. При приеме сведений о денежных расчетах на сервере оператора фискальных данных производится идентификация контрольно-кассовой машины посредством получения токена для каждого сообщения, содержащего сведения о денежных расчетах, переданного контрольно-кассовой машины. Формирование токена производится с использованием следующих идентификаторов:

1) регистрационный номер контрольно-кассовой машины в органе государственных доходов, присвоенный контрольно-кассовой машине при регистрации согласно пункту 7 настоящих Правил;

2) регистрационный номер контрольно-кассовой машины, присвоенный контрольно-кассовой машине при регистрации оператором фискальных данных, согласно пункту 11 настоящих Правил.

14. После проверки идентификаторов, указанных в пункте 13 настоящих Правил, оператор фискальных данных направляет контрольно-кассовой машине по сети телекоммуникации общего пользования фискальный признак денежного расчета, сформированный на сервере, для печати на контрольном чеке контрольно-кассовой машины. При этом в сообщении сервера оператора фискальных данных передаются налогоплательщику на контрольно-кассовую машину следующие данные:

1) подтверждение о приеме данных;

2) сгенерированный фискальный признак каждого переданного контрольного чека;

3) обновленный токен.

Сведения о денежных расчетах, обработанные на сервере оператора фискальных данных, сохраняются в хранилище фискальных данных на сервере оператора фискальных данных в течении пяти лет.

15. Формирование на сервере оператора фискальных данных фискального признака контрольного чека контрольно-кассовой машины проводится на основе полученных от контрольно-кассовой машины сведений о денежных расчетах с применением алгоритмов и процедур вычисления хеш-функции.

16. В случае потери соединения с сервером оператора фискальных данных контрольно-кассовая машина переходит в автономный режим, продолжительность которого не должна превышать семидесяти двух часов, согласно утвержденным техническим требованиям и форме соответствия, техническим требованиям контрольно-кассовой машины согласно приложению к правилам включения (исключения) моделей контрольно-кассовых машин в (из) государственный (государственного) реестр (реестра). После восстановления соединения контрольно-кассовой машины с сервером оператора фискальных данных, сервер оператора фискальных данных должен:

1) получить от контрольно-кассовой машины сообщение с информацией о продолжительности работы в автономном режиме;

2) последовательно принять все контрольные чеки контрольно-кассовой машины и метки о снятых Z-отчетах, накопленные во время работы контрольно-кассовой машины в автономном режиме и отправить на каждый из них ответ с действительным фискальным признаком контрольного чека.

17. Фискальный признак или автономный код контрольного чека проверяется на портале оператора фискальных данных.

Глава 6. Порядок хранения сведений с контрольно-кассовой машины

18. На сервере оператора фискальных данных обеспечивается хранение в течение срока исковой давности по налоговому обязательству и требованию, установленного налоговым законодательством, следующих сведений:

1) регистрационные данные, указанные в заявлении налогоплательщика;

2) регистрационные данные контрольно-кассовой машины;

3) информация о каждом денежном расчете, осуществленном при реализации товаров, работ, услуг;

4) текущее действующее значение токена каждой контрольно-кассовой машины;

5) фискальный признак каждого денежного расчета.

19. Хранение информации включает в себя мероприятия, связанные с защитой ее от несанкционированного доступа, в том числе:

1) применение комплекса программно-технических средств и поддерживающих их организационных мер на всех технологических этапах обработки информации и во всех режимах функционирования, в том числе при проведении ремонтных и регламентных работ;

2)    разграничение прав доступа пользователей и администраторов;

3) использование комплекса мер для обеспечения безопасности программного обеспечения, включающего:

разделение приложений на логические группы и помещение каждой группы в выделенную виртуальную машину;

изоляцию внешнего сетевого трафика от внутреннего с помощью создания VLAN;

резервирование каждого программного компонента по схеме, при которой активное оборудование резервируется одним дополнительным компонентом;

исключение прямого доступа к серверам любых специалистов, кроме системных и сетевых инженеров;

4) использование комплекса мер, обеспечивающего целостность базы данных, а именно:

конфигурация прав доступа к базе данных, которая не позволяет изначально модифицировать, удалять или обновлять данные по чекам;

система аудита, которая фиксирует все операции, произведенные инженерами на серверном оборудовании;

резервирование базы данных по схеме, при которой все копии базы данных активны, а резервирование достигается избыточностью, в случае выхода из строя виртуальной машины или физического сервера, данные будут восстановлены в течение небольшого периода времени.

Глава 7. Порядок передачи сведений с контрольно-кассовой машины

20. Передача сведений с контрольно-кассовой машины осуществляется по каналам связи сети телекоммуникаций общего пользования в последовательности контрольно-кассовая машина – оператор фискальных данных –  уполномоченный орган.

21. Каналы связи сети телекоммуникаций общего пользования контрольно-кассовой машины с сервером оператора фискальных данных и сервера оператора фискальных данных с сервером уполномоченного органа должны быть защищены от несанкционированного доступа:

1) достоверной идентификацией клиента и сервера;

2) использованием программных и/или программно-аппаратных средств защиты информации.

22. Формирование информации, передаваемой оператором фискальных данных в уполномоченный орган, производится в модуле обмена данными, который:

1) передает на периодической основе ежедневные суммирующие отчеты по каждой контрольно-кассовой машине на сервер уполномоченного органа;

2) контролирует синхронность и целостность данных, переданных в информационные системы уполномоченного органа.

23. Контрольно-кассовая машина передает на сервер оператора фискальных данных сведения о денежных расчетах согласно техническим требованиям и форме соответствия, техническим требованиям
контрольно-кассовой машины, обеспечивающей передачу сведений о денежных расчетах в органы государственных доходов, утвержденным уполномоченным органом.

24. Детализация полученных с контрольно-кассовой машины данных представляется по мере необходимости работникам уполномоченного органа в личном кабинете на портале оператора фискальных данных.

25. Модуль контрольных параметров уполномоченного органа анализирует информацию, поступившую на сервер уполномоченного органа, за период времени в соответствии с контрольными параметрами и передает отчеты работникам уполномоченного органа.

 

Управление государственных услуг