Дата публикации: 28.07.2017 10:23
Дата изменения: 11.03.2024 17:58

О проведении внутреннего анализа коррупционных рисков

ДГД по Костанайской области сообщает, в целях реализации антикоррупционной политики Республики Казахстан на 2023-2024 года, в период с 27.03-13.05.2024 года, будет проводится внутренний анализ коррупционных рисков во всех подразделениях Департамента.

Запрет на дарение подарков государственным служащим

Уполномоченным по этике Департамента государственных доходов по Костанайской области Бекшиным К.М. проведен семинар с участием сотрудников ДГД и территориальными управлениями государственных доходов (посредством ZООM). 

В ходе семинара озвучена информация о полном запрете на подарки, материальное вознаграждение и предоставление услуг госслужащим и членам их семей за действия в пользу дарителя.

В настоящее время в соответствии со статьей 367 Уголовного кодекса («взяточничество») дарение подарков лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, приравненным к ним, ответственным государственным должностным лицам или должностным лицам за правовые действия (бездействие) в размере более 2-х месячных расчетных показателей влечет уголовную ответственность.

В соответствии со статьями 676, 678 Кодекса об административных правонарушениях незаконное дарение подарков физическими или юридическими лицами вышеуказанным должностным лицам является актом административной коррупции.

Таким образом, действующее законодательство запрещает субъектам коррупции дарить какие-либо ценные подарки в зависимости от их служебного положения (подарок на сумму до 2 месячных расчетных показателей влечет административную ответственность, подарок на сумму более 2 месячных расчетных показателей влечет уголовную ответственность).

Таким образом, действующим антикоррупционным законодательством запрещено членам семей лиц, в отношении которых действуют антикоррупционные ограничения, получать материальные вознаграждения, подарки или услуги.

Отдел служебных расследований управления человеческих ресурсов
Департамента государственных доходов по Костанайской области

 

 

О противодействии коррупции

Сегодня Казахстан строит собственную модель современного и правового государства, свободного от коррупции.

Казахстан ратифицировал Конвенцию ООН против коррупции, принимает участие в субрегиональной программе Стамбульского плана действий по борьбе с коррупцией.

«Стратегия «Казахстан-2050»: политический курс состоявшегося государства,  отражает принципиальную позицию страны по вопросу противодействия коррупции и определяет базовые векторы антикоррупционной политики в предстоящие годы: объединение усилий государства и общества против коррупции, а также искоренение ее как явления. Антикоррупционная стратегия Республики Казахстан на 2015-2025 годы, направлена на повышение эффективности антикоррупционной политики, создание атмосферы «нулевой» терпимости к любым проявлениям коррупции и снижение ее уровня.

Повышение правосознания и правовой культуры, улучшение качества оказания государственных услуг, благоприятный инвестиционный климат – во всем этом важную роль играет системная и последовательная реализация эффективной антикоррупционной политики. Ключевые механизмы: транспарентное и подотчетное государство, профессиональный государственный аппарат обеспечивающий верховенство права, клиентоориентированность и автоматизация государственных услуг, обеспечение устойчивой конкурентоспособности казахстанской экономики.

 

     т/п «Костанай-ЦТО»

 

Этика государственных служащих

16 сентября 2020 уполномоченный по этике Департамента государственных доходов по Костанайской области (далее-ДГД) состоялся семинар с участием сотрудников ДГД и территориальными управлениями государственных доходов (посредством ZООM).   

В своем докладе Бекшин К.М. рассказал, что несение государственной службы является выражением особого доверия со стороны общества                                 и государства и предъявляет высокие требования к морально-этическому облику государственных служащих.

Государственные служащие должны придерживаться общих стандартов поведения, стандартов поведения во внеслужебное время, поведения                                в служебных отношениях, поведения, связанные с публичным выступлениями, в том числе в средствах массовой информации.

Также, Бекшин К.М. затронул вопрос обеспечения соблюдения норм служебной этики профилактики нарушений законодательств в сферах государственной службы, противодействия коррупции и Этического кодекса государственных служащих Республики Казахстан.

Отдел служебных расследований управления человеческих ресурсов
Департамента государственных доходов по Костанайской области

 

 

Совещание по противодействию коррупции, проведенное   со специалистами управления экспортного контроля

15 сентября 2020 года в Департаменте государственных доходов     по Костанайской области (далее-ДГД) посредством ZООM проведено совещание   по вопросам противодействия коррупции со специалистами управления экспортного контроля ДГД.

 В совещании приняли участие:

-  заместитель руководителя ДГД Узакбаев С.У.,

- руководитель управления экспортного контроля ДГД Мензарипов К.Ж.,

- руководитель отдела экспортного контроля управления экспортного контроля Дощанов А.М.,

- руководитель отдела служебных расследований управления человеческих ресурсов ДГД Губайдулин Т.С.

В ходе совещания акцентировано, что должностные лица управления экспортного контроля ДГД в своей служебной деятельности должны строго соблюдать требования антикоррупционного законодательства Республики Казахстан, а также не нарушать исполнительскую и трудовую дисциплину, руководствоваться Этическим кодексом государственных служащих Республики Казахстан   как в профессиональной деятельности, так и в быту, бережно относится к вверенным материальным ценностям, не совершать противоправных действий, противостоять любым проявлениям коррупции, проявлять бдительность в действиях умышленной провокации в отношении лиц, заинтересованных в разрешении вопроса.

Отдел служебных расследований управления человеческих ресурсов
Департамента государственных доходов по Костанайской области

 

 

Проведение беседы среди сотрудников, в целях недопущения правонарушения

8 сентября 2020 года Уполномоченным по этике Департамента государственных доходов по Костанайской области (далее-ДГД)                      Бекшиным К.М. и главным специалистом отдела служебных расследований управления человеческих ресурсов ДГД Молдакешовой С.Ж. осуществлен  выезд в Управление государственных доходов по г.Костанай, в котором проведены профилактические беседы среди сотрудников, допустивших совершения административных правонарушений.

Также, 9 сентября 2020 года проведены аналогичные беседы                                        с сотрудниками ДГД и территориальными управлениями государственных доходов (посредством ZООM).

По итогам данных мероприятий призвали сотрудников не допускать впредь подобных правонарушений, влияющих на имидж государственной службы, а также строго соблюдать Этический кодекс государственных служащих Республики Казахстан и антикоррупционное законодательство.

Отдел служебных расследований управления человеческих ресурсов
Департамента государственных доходов по Костанайской области

 

 

Уполномоченый по этике ДГД по Костанайской области Бекшин К.М. провел селекторное совещание по вопросам противодействия корупции

26.08.2020 года уполномоченным по этике Департамента государственных доходов по Костанайской области    (далее-ДГД) Бекшиным К.М. совместно с руководителем отдела служебных расследований управления человеческих ресурсов ДГД Губайдулиным Т.С. проведено посредством ZООM селекторное совещание с участием подразделений ДГД, территориальных управлений государственных доходов и таможенных постов.

На данном совещании озвучено состояние работы по противодействию коррупции в органах государственных доходов Костанайской области,  в том числе, по недопущению любого рода коррупционных правонарушений с освещением всех последних фактов задержания и привлечения к уголовной ответственности государственных служащих в Республики Казахстан.     

Также, озвучен вопрос касательно усиления контроля на ежедневной основе  за проведением антикоррупционных профилактических мероприятий, направленных на формировании в коллективе нетерпимости к коррупции,   в том числе, за соблюдением норм Этического кодекса государственных служащих Республики Казахстан (несоблюдение данных норм создает условие  для коррупции) и трудовой дисциплины.

Отдел служебных расследований управления человеческих ресурсов
Департамента государственных доходов по Костанайской области
 
 
 

В целях профилактики коррупционных правонарушений, условий и причин,   им способствующих, Департамент государственных доходов по Костанайской области за 2 полугодие 2019 года, проведены следующие мероприятия:

15.07.2019 года посредством Интернет-портала государственных служащих (ИПГО) в разделе «Анкетирование/соц.опрос» всеми сотрудниками ДГД и его территориальных подразделений пройдено анонимное анкетирование по вопросу соблюдения антикоррупционного законодательства государственными служащими в период пребывания в служебных командировках.

Рассмотрено и принято для использования в работе Решение Совета по этике Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции в Костанайской области от 19.07.2019г. № 37 по вопросу «Об итогах работы по проведению анализа коррупционных рисков». Данное Решение Совета по этике доведено до всех структурных подразделений ДГД.

Во исполнение пункта 5 Этического кодекса государственных служащих Республики Казахстан проведен мониторинг социальных сетей (ВКонтакте, Mail.ru, Одноклассники, Facebook, Twitter, Instagram), используемых государственными служащими, на предмет выявления фактов нарушения норм служебной этики.                     В ходе мониторинга установлены публикации фото из увеселительных заведений,             с алкогольными напитками руководителем отдела УГД по г.Аркалык     

  Пац-Шараповой Т.П. В результате 22.07.2019 года данный сотрудник привлечен              к дисциплинарной ответственности за нарушение норм Этического кодекса.

В период с 15.07.2019 года по 22.07.2019 года во всех в структурных подразделениях ДГД проведены технические учебы по вопросам соблюдения норм Этического кодекса государственных служащих Республики Казахстан в части использования аккуантов в социальных сетях, а также по недопущению подобных фактов впредь и неукоснительному соблюдению действующего законодательства.

16.08.2019 года уполномоченным по этике ДГД Бекшиным К.М. и руководителем ОСР УЧР Каиль А.В. в ДГД проведена (посредством ВКС с участием ТУГД, ТП) техническая учеба на тему: «Противодействие и профилактика коррупционных проявлений».

22.08.2019 года и 23.08.2019 года проведено с личным составом ДГД (посредством ВКС с участием ТУГД, ТП) мероприятие в виде диалоговой площадки по вопросу дисциплинарных проступков и ответственности, в том числе, проведено профилактическое мероприятие по вопросу принятия усиленных мер по неукоснительному соблюдению требований законодательства в сфере государственной службы, противодействия коррупции и Этического кодекса государственных служащих РК.

23.08.2019 года в управления ДГД, ТП, ТУГД направлены письма                 №ДГД-УЧР-2-3685 и №ДГД-УЧР-2-11834 касательно соблюдения законодательства в сфере государственной службы, противодействия коррупции и Этического кодекса государственных служащих РК.

13.09.2019 года уполномоченным по этике ДГД Бекшиным К.М.                              проведен с личным составом ДГД круглый стол на тему: «Управленческая культура и этика служебных отношений на государственной службе», в целях развития умений применять в профессиональной деятельности нормы и требования служебного поведения, развития навыков анализа и организации служебных отношений, разработки рекомендаций по повышению профессионализма коллектива с учетом индивидуальных качеств служащих, обсуждения путей повышения культуры взаимоотношений между служащими, в том числе, привития служащим антикоррупционной культуры.

Согласно приказу от 26.03.2019 года №85, проведен внутренний анализ коррупционных рисков в 2-х подразделениях ДГД, а именно: управление камерального мониторинга, управление таможенного контроля после выпуска товаров. Аналитическая справка по результатам внутреннего анализа коррупционных рисков и письма о предложении направлены 04.10.2019 года  в КГД МФ РК.

18.09.2019 года в ДГД проведено селекторное совещание                                                       (посредством ВКС с участием ТУГД) с повесткой дня, в том числе, по вопросу проведения профилактических мероприятий по коррупционным правонарушения и соблюдению этических норм.

19.09.2019 года, 20.09.2019 года, 30.09.2019 года, 04.10.2019 года,                                  с целью проведения профилактических мероприятий среди сотрудников управления экспортного контроля по недопущению коррупционных правонарушений и нарушения этических норм, руководителем ОСР УЧР ДГД Губайдулиным Т.С. осуществлены выездные семинары на автомобильные посты пропуска через государственную границу «Кайрак» (19.09.2019 года, 30.09.2019 года), «Аят» (20.09.2019 года), «Убаган» (04.10.2019 года).

04.10.2019 года уполномоченным по этике ДГД Бекшиным К.М. проведено             с личным составом ДГД мероприятие в виде диалоговой площадки на тему: «Стандарты поведения во внеслужебное время» (согласно пункту 3 Плана основных мероприятий по укреплению стандартов служебной этики на государственной службе, утвержденного  руководителем Департамента Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы по Костанайской области Муксимовым С.С. от 30.07.2019 года), в том числе, проведено профилактическое мероприятие по вопросу принятия усиленных мер по неукоснительному соблюдению требований законодательств в сферах государственной службы, противодействия коррупции и Этического кодекса государственных служащих Республики Казахстан.

В период с 04.10.2019 года по 06.10.2019 года руководителем                                                        ОСР УЧР ДГД Губайдулиным Т.С. и главным специалистом ОСР УЧР ДГД Гусейновым С.С. осуществлены выезды на автомобильные пункты пропуска «Кайрак» и «Убаган», с целью проведения контроля за соблюдением порядка осуществления деятельности сотрудников управления экспортного контроля ДГД на государственной границе Республики Казахстан, а также исключения коррупционных проявлений.

В период с 08.10.2019 года по 10.10.2019 года руководителем УЧР ДГД Доненбаевым С.Т. и сотрудниками ОСР УЧР ДГД Губайдулиным Т.С.,              Молдакешовой С.Ж., проведены выездные семинары-совещания в Управлениях государственных доходов по городам Костанай, Рудному, по Костанайскому району на тему: «Профилактика и противодействие коррупционных правонарушений»,                а также проведены анонимные анкетирования среди сотрудников указанных УГД,              в целях оценки морально-психологического климата в коллективе и выявления фактов коррупционных проявлений (в том числе, по сбору денежных средств).             По результатам анкетирования морально-психологический климат в коллективе УГД благоприятный и факты коррупционных проявлений (в том числе, по сбору денежных средств), не установлены.

11.10.2019 года в ДГД (посредством ВКС с участием с участием ТУГД и ТП) руководителем ОСР УЧР ДГД Губайдулиным Т.С. проведен семинар на тему: «Профилактика и противодействие коррупционных правонарушений».

21.10.2019 года Уполномоченным по этике ДГД по Костанайской области  Бекшиным К.М. проведено выездное семинар-совещание в УГД по Денисовскому району по профилактике и противодействию коррупционным правонарушениям,             а также по укреплению стандартов служебной этики на государственной службе, согласно Плану основных мероприятий, утвержденному ДАДГС от 30.07.2019 года.

23.10.2019 года Уполномоченным по этике ДГД по Костанайской области  Бекшиным К.М. проведено семинар-совещание на тему: «Этикет поведения                         в общественных местах» (в котором также продемонстрирован видеоролик на данную тему) с личным составом ДГД по Костанайской области (согласно пункту 4 Плана основных мероприятий по укреплению стандартов служебной этики на государственной службе, утвержденному ДАДГС от 30.07.2019 года), в том числе, в целях профилактики коррупционных проявлений, соблюдения морально-этических норм  и укрепления в коллективе морально-психологического климата.

25.10.2019 года по 27.10.2019 года руководителем ОСР УЧР ДГД Губайдулиным Т.С. и главным специалистом ОСР УЧР ДГД Гусейновым С.С.,  осуществившие выезд на автомобильный пункт пропуска «Убаган»                       (Узункольский  район), проведены мероприятия по контролю за соблюдением порядка осуществления деятельности сотрудников управления экспортного контроля ДГД на государственной границе Республики Казахстан, а также, мероприятия, направленные на исключения коррупционных проявлений.

06.11.2019 года на расширенной коллегии ДГД, в целях недопущения и исключения коррупционных правонарушений, преступлений, и совершения дисциплинарных проступков, дискредитирующих государственную службу, поручено руководителям подразделений (ТУГД, ТП) и управлений ДГД взять на личный контроль участки работы, подверженные коррупционным рискам, усилить профилактическую работу с личным составом, усилить массово-разъяснительную работу с налогоплательщиками, участниками внешнеэкономической деятельности. При этом, данные руководители предупреждены о несении персональной ответственности, вплоть до увольнения,  в случае совершения подчиненными должностными лицами указанных правонарушений и проступков.

12.11.2019 проведены мероприятия с личным составом ДГД (посредством ВКС                с участием ТУГД и ТП) в виде:

-        диалоговой площадки на тему: «Стандарты поведения в служебных отношениях» (согласно пункту 5 Плана основных мероприятий по укреплению стандартов служебной этики  на государственной службе, утвержденного ДАДГС от 30.07.2019 года). Выступил Уполномоченный по этике ДГД Бекшин К.М.; 

- семинара на тему: «Профилактика и противодействие коррупционным проявлениям». Выступил руководитель ОСР УЧР ДГД Губайдулин Т.С.

27.11.2019 года проведена встреча Уполномоченным по этике Министерства финансов Республики Казахстан Ташмагамбетовым Т.Ж. с личным составом ДГД,                   в ходе которой выступил по вопросам разъяснения законодательств в сферах                               противодействия коррупции, государственной службы и Этического кодекса государственных служащих Республики Казахстан, в том числе, по установленным ограничениям для государственных служащих и по разъяснению этических норм,       по соблюдению государственными служащими внешнего вида, по стандартам поведения государственных служащих на работе, во внеслужебное время, в увеселительных заведениях, по фактам размещения фото и видео в социальных сетях.

06.12.2019 года Уполномоченным по этике ДГД Бекшиным К.М. проведено             с личном составом ДГД мероприятие в виде круглого стола на тему: «Современные подходы формирования служебных отношений» (согласно пункту 6 Плана основных мероприятий по укреплению стандартов служебной этики  на государственной службе, утвержденного ДАДГС от 30.07.2019 года), в ходе которого (в том числе) служащие ознакомлены с приемами поддержания здоровой морально - психологической атмосферы внутри коллектива, создания обстановки благожелательного отношения к коллегам по работе, обстановки доверия и взаимопонимания, создание деловой атмосферы в коллективе. Также, обсуждены принимаемые меры в рамках профилактики коррупции, о значимости предупреждения коррупционных проявлений, неотвратимости наказания за совершение коррупционных правонарушений, видах ответственности за их совершение.

10.12.2019 года по 13.12.2019 года руководителем ОСР УЧР ДГД Губайдулиным Т.С. и руководителем управления экспортного контроля ДГД Мензариповым К.Ж.,  осуществившие выезд на автомобильные пункты пропуска «Убаган» (Узункольский  район), «Акбалшык» (Узункольский  район), «Кайрак» (Карабалыкский район), «Аят» (Тарановкский район), «Желкуар» (Житикаринский район), «Кондыбай» (Житикаринский район), проведены мероприятия по контролю за соблюдением порядка осуществления деятельности сотрудников управления экспортного контроля ДГД на государственной границе Республики Казахстан,              а также, мероприятия, направленные на исключения коррупционных проявлений.

Также, направлены в ТУГД, ТП, управления ДГД письма №ДГД-УЧР-2-16190 от 04.12.2019 года, №ДГД-УЧР-2-16987 от 23.12.2019 года, №ДГД-УЧР-2-16701            и №ДГД-УЧР-2-4725 от 13.12.2019 года, №ДГД-УЧР-2-17282 и №ДГД-УЧР-2-4846 от 30.12.2019 года, в целях неукоснительного соблюдения служащими требований законодательств в сферах государственной службы, противодействия коррупции            и Этического кодекса государственных служащих Республики Казахстан.

Кроме того, помимо вышеотмеченных мероприятий касательно соблюдения трудовой дисциплины, периодически формируются отчеты посредством системы контроля управления доступом (СКУД), при прохождении сотрудников через турникет с использованием электронных индетификационных карт. Сотрудниками УЧР ДГД на постоянной основе организовано дежурство в административных зданиях ДГД, по выявлению опоздавших служащих.

За 2019 год факты коррупционных правонарушений в ДГД, ТУГД и ТП                                  не установлены, а также к дисциплинарной ответственности за совершение дисциплинарного проступка, дискредитирующего государственную службу,                     сотрудники ДГД, ТУГД и ТП не привлекались.

Вопрос по усилению контроля за проведением антикоррупционных профилактических мероприятий и за трудовой дисциплиной находится                                        на постоянном контроле.

 

 

ИНФОРМАЦИЯ

о состоянии антикоррупционной работы Департаментом государственных доходов по Костанайской области за 9 месяцев 2018 года

 

Президент Республики Казахстан Назарбаев Н.А. в ежегодных Посланиях народу и в стратегических программах страны, коррупцию возводит в ранг прямой угрозы национальной безопасности и нацеливает государство и общество на объединение усилий в борьбе с этим негативным явлением. 

Модернизирована не только система государственной службы, но и противодействия коррупции, которая максимально ориентирована на предупреждение коррупционных проявлений.

Указанные задачи также поставлены Руководством Комитета государственных доходов и руководителями его территориальных подразделений.

Основной превентивный механизм предотвращения коррупции заключается в недопущении созданий условий, способствующих возникновению коррупции и непримиримая жесткая работа по очищению собственных рядов от нечистых на руку должностных лиц.

Основная деятельность Управления внутренней безопасности ДГД по Костанайской области направлена на профилактику и предотвращение коррупционных правонарушений, выполнение целей и задач, поставленных Центральным аппаратом УВБ Комитета.

Профилактические мероприятия

С начала 2018 года сотрудниками Управления внутренней безопасности проведено 80 профилактических мероприятий, направленных на предотвращение коррупции в собственных рядах.

Проведено 52 семинар-совещания с должностными лицами УГД городов, районов Костанайской области с демонстрацией видеоматериалов направленных на предотвращение коррупции в собственных рядах.

 

В воспитательно-профилактических целях, УВБ Департамента было организовано 4 посещения учреждений УК 161/1 г.Костанай и УК-161/3 г.Житикара, где молодые специалисты были ознакомлены с условиями содержания и быта арестованных лиц, совершивших преступления.

 

Для формирования и создания положительного имиджа Департамента в областных, районных и городских средствах массовой информации с начала 2018 года опубликовано 6 статей. На официальных сайтах ДГД, СМИ, радио и газетах размещены номер телефона «Whatsapp» 8-701-448-89-07, электронный адрес uvb_dgd@mail.ru и аккаунт в приложении Facebook «Увб Костанай», на которые юридические и физические лица могут написать обращения и жалобы на неправомерные действия должностных лиц Департамента и о фактах совершения ими уголовных и иных правонарушений круглосуточно.

 

Всего за отчетный период проведено 14 круглых столов с представителями Партии «Нур Отан», палаты предпринимателей «Атамекен», индивидуальных предпринимателей, главы крестьянских хозяйств и главных бухгалтеров ТОО и ГУ с демонстрацией видеороликов о противодействия коррупции.

 

Кроме того, изготовлены буклеты с содержанием информации «О даче взятки государственному должностному лицу» с указанием информации о круглосуточных телефонах доверия, официальных сайтов.

Дискредитация государственной службы

За совершение дисциплинарного проступка дискредитирующего государственную службу предусмотренного п.п.7 п.1 ст.50 ЗРК «О государственной службе Республики Казахстан», к дисциплинарной ответственности в виде предупреждения «о неполном служебном соответствии» привлечен руководитель отдела.

Нарушения норм Этического кодекса государственных служащих

За нарушения норм этического кодекса к дисциплинарной ответственности привлечено 18 сотрудников Департамента.

Дисциплинарная практика

 

УВБ Департамента за отчетный период текущего года в отношении должностных лиц Департамента проведено 21 служебное расследование, по результатам которых 15 сотрудников СЭР привлечены к различным видам дисциплинарной ответственности.

За пронос в административное здание УГД мобильных телефонов с мультимедийными функциями 15 должностных лиц  привлечены к различным видам дисциплинарной ответственности.

Коррупционные риски и антикоррупционный мониторинг

За отчетный период по результатам антикоррупционного мониторинга проведено 3 внутренних анализа коррупционных рисков.

 

Управление внутренней безопасности

О противодействии коррупции

Закон Республики Казахстан от 18 ноября 2015 года № 410-V ЗРК.

      Настоящий Закон регулирует общественные отношения в сфере противодействия коррупции и направлен на реализацию антикоррупционной политики Республики Казахстан.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

      Статья 1. Разъяснение некоторых понятий, содержащихся в настоящем Законе

      Содержащиеся в настоящем Законе понятия применяются в следующем значении:

      1) лицо, занимающее ответственную государственную должность, – лицо, занимающее должность, которая установлена Конституцией Республики Казахстан, конституционными и иными законами Республики Казахстан для непосредственного исполнения функций государства и полномочий государственных органов, в том числе депутат Парламента Республики Казахстан, судья, а равно лицо, занимающее согласно законодательству Республики Казахстан о государственной службе политическую государственную должность либо административную государственную должность корпуса "А";

      2) должностное лицо – лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, субъектах квазигосударственного сектора, органах местного самоуправления, а также в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан;

      3) лицо, уполномоченное на выполнение государственных функций, – государственный служащий в соответствии с законами Республики Казахстан о государственной службе, депутат маслихата, а также лицо, временно исполняющее обязанности, предусмотренные государственной должностью, до назначения его на государственную службу;

      4) лицо, приравненное к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, – лицо, избранное в органы местного самоуправления; гражданин, зарегистрированный в установленном законом Республики Казахстан порядке в качестве кандидата в Президенты Республики Казахстан, депутаты Парламента Республики Казахстан или маслихатов, акимы городов районного значения, поселков, сел, сельских округов, а также в члены выборного органа местного самоуправления; служащий, постоянно или временно работающий в органе местного самоуправления, оплата труда которого производится из средств государственного бюджета Республики Казахстан; лицо, исполняющее управленческие функции в государственной организации или субъекте квазигосударственного сектора, служащие Национального Банка Республики Казахстан и его ведомств;

      5) конфликт интересов – противоречие между личными интересами лиц, занимающих ответственную государственную должность, лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, лиц, приравненных к ним, должностных лиц и их должностными полномочиями, при котором личные интересы указанных лиц могут привести к ненадлежащему исполнению ими своих должностных полномочий;

      6) коррупция – незаконное использование лицами, занимающими ответственную государственную должность, лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, лицами, приравненными к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, должностными лицами своих должностных (служебных) полномочий и связанных с ними возможностей в целях получения или извлечения лично или через посредников имущественных (неимущественных) благ и преимуществ для себя либо третьих лиц, а равно подкуп данных лиц путем предоставления благ и преимуществ;

      7) антикоррупционная политика – правовые, административные и организационные меры, направленные на снижение коррупционных рисков, повышение доверия общества к деятельности государственных органов, и иные меры в соответствии с настоящим Законом;

      8) антикоррупционные ограничения – ограничения, установленные настоящим Законом и направленные на предупреждение коррупционных правонарушений;

      9) противодействие коррупции – деятельность субъектов противодействия коррупции в пределах своих полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по формированию антикоррупционной культуры в обществе, выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений, а также по выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений и устранению их последствий;

      10) уполномоченный орган по противодействию коррупции – центральный исполнительный орган в сфере государственной службы и противодействия коррупции и его ведомство, их территориальные подразделения, осуществляющие в пределах своих полномочий функции по реализации антикоррупционной политики Республики Казахстан и координации в сфере противодействия коррупции;

      11) коррупционное правонарушение – имеющее признаки коррупции противоправное виновное деяние (действие или бездействие), за которое законом установлена административная или уголовная ответственность;

      12) коррупционный риск – возможность возникновения причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений;

      13) предупреждение коррупции – деятельность субъектов противодействия коррупции по изучению, выявлению, ограничению и устранению причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений, путем разработки и внедрения системы превентивных мер.

      Сноска. Статья 1 с изменением, внесенным Законом РК от 06.04.2016 № 484-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
     
      Статья 2. Сфера действия настоящего Закона

      1. Настоящий Закон действует на территории Республики Казахстан в отношении физических и юридических лиц. За пределами Республики Казахстан настоящий Закон действует в отношении граждан Республики Казахстан и юридических лиц, зарегистрированных в Республике Казахстан, если иное не предусмотрено международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан.

      2. Уголовные ответственность и наказание за коррупционные преступления предусмотрены Уголовным кодексом Республики Казахстан, административные ответственность и взыскание за административные коррупционные правонарушения – Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях.

      Статья 3. Законодательство Республики Казахстан о противодействии коррупции

      1. Законодательство Республики Казахстан о противодействии коррупции основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

      2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

      Статья 4. Основные принципы противодействия коррупции

      Противодействие коррупции осуществляется на основе принципов:

      1) законности;

      2) приоритета защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина;

      3) гласности и прозрачности;

      4) взаимодействия государства и гражданского общества;

      5) системного и комплексного использования мер противодействия коррупции;

      6) приоритетного применения мер предупреждения коррупции;

      7) поощрения лиц, оказывающих содействие в противодействии коррупции;

      8) неотвратимости наказания за совершение коррупционных правонарушений.

      Статья 5. Цель и задачи противодействия коррупции

      1. Целью противодействия коррупции является устранение коррупции в обществе.

      2. Достижение цели противодействия коррупции реализуется посредством решения следующих задач:

      1) формирования в обществе атмосферы нетерпимости к коррупции;

      2) выявления условий и причин, способствующих совершению коррупционных правонарушений, и устранения их последствий;

      3) укрепления взаимодействия субъектов противодействия коррупции;

      4) развития международного сотрудничества по противодействию коррупции;

      5) выявления, пресечения, раскрытия и расследования коррупционных правонарушений.

Глава 2. МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

      Статья 6. Система мер противодействия коррупции

      Система мер противодействия коррупции включает:

      1) антикоррупционный мониторинг;

      2) анализ коррупционных рисков;

      3) формирование антикоррупционной культуры;

      4) выявление коррупциогенных норм при производстве юридической экспертизы в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

      5) формирование и соблюдение антикоррупционных стандартов;

      6) финансовый контроль;

      7) антикоррупционные ограничения;

      8) предотвращение и разрешение конфликта интересов;

      9) меры противодействия коррупции в сфере предпринимательства;

      10) выявление, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений;

      11) сообщение о коррупционных правонарушениях;

      12) устранение последствий коррупционных правонарушений;

      13) формирование и публикацию Национального доклада о противодействии коррупции.

      Статья 7. Антикоррупционный мониторинг

      1. Антикоррупционный мониторинг – деятельность субъектов противодействия коррупции по сбору, обработке, обобщению, анализу и оценке информации, касающейся эффективности антикоррупционной политики, состояния правоприменительной практики в сфере противодействия коррупции, а также восприятия и оценки уровня коррупции обществом.

      2. Целью антикоррупционного мониторинга является оценка правоприменительной практики в сфере противодействия коррупции.

      3. Источниками антикоррупционного мониторинга являются правовая статистика и обращения физических и юридических лиц, сведения неправительственных и международных организаций, данные социологических опросов и публикаций в средствах массовой информации, а также иные не запрещенные законом источники информации.

      4. Результаты антикоррупционного мониторинга могут являться основанием для проведения анализа коррупционных рисков, а также совершенствования мер, направленных на формирование антикоррупционной культуры.

      5. Положения настоящей статьи не распространяются на деятельность специальных государственных органов.

      Статья 8. Анализ коррупционных рисков

      1. Анализ коррупционных рисков (внешний и внутренний) – выявление и изучение причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений.

      2. Внешний анализ коррупционных рисков осуществляется уполномоченным органом по противодействию коррупции в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан по согласованию с Администрацией Президента Республики Казахстан, по следующим направлениям:

      1) выявление коррупционных рисков в нормативных правовых актах, затрагивающих деятельность государственных органов и организаций, субъектов квазигосударственного сектора;

      2) выявление коррупционных рисков в организационно-управленческой деятельности государственных органов и организаций, субъектов квазигосударственного сектора.

      К проведению внешнего анализа коррупционных рисков уполномоченный орган по противодействию коррупции вправе привлекать специалистов и (или) экспертов иных субъектов противодействия коррупции.

      По результатам внешнего анализа коррупционных рисков государственные органы, организации и субъекты квазигосударственного сектора принимают меры по устранению причин и условий возникновения коррупции.

      3. Действие пункта 2 настоящей статьи не распространяется на отношения в сферах:

      1) высшего надзора, осуществляемого прокуратурой;

      2) досудебного производства по уголовным делам;

      3) производства по делам об административных правонарушениях;

      4) правосудия;

      5) оперативно-розыскной деятельности;

      6) уголовно-исполнительной деятельности;

      7) контроля за соблюдением требований законодательства Республики Казахстан о государственных секретах.

      4. Положения пункта 2 настоящей статьи не распространяются на деятельность специальных государственных органов.

      5. Государственные органы, организации и субъекты квазигосударственного сектора осуществляют внутренний анализ коррупционных рисков, по результатам которого принимают меры по устранению причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений.

      Типовой порядок проведения внутреннего анализа коррупционных рисков определяется уполномоченным органом по противодействию коррупции.

      Сноска. Статья 8 с изменением, внесенным Законом РК от 03.07.2017 № 86-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      Статья 9. Формирование антикоррупционной культуры

      1. Формирование антикоррупционной культуры – деятельность, осуществляемая субъектами противодействия коррупции в пределах своей компетенции по сохранению и укреплению в обществе системы ценностей, отражающей нетерпимость к коррупции.

      2. Формирование антикоррупционной культуры осуществляется посредством комплекса мер образовательного, информационного и организационного характера.

      3. Антикоррупционное образование – непрерывный процесс воспитания и обучения, осуществляемый в целях нравственного, интеллектуального, культурного развития и формирования активной гражданской позиции неприятия коррупции личностью.

      4. Информационная и организационная деятельность реализуется путем проведения разъяснительной работы в средствах массовой информации, организации социально значимых мероприятий, государственного социального заказа в соответствии с законодательством Республики Казахстан и иных мер, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.

      Статья 10. Антикоррупционные стандарты

      1. Антикоррупционные стандарты – установленная для обособленной сферы общественных отношений система рекомендаций, направленная на предупреждение коррупции.

      2. Антикоррупционные стандарты разрабатываются государственными органами, организациями и субъектами квазигосударственного сектора при участии общественности и учитываются при разработке законодательства и в правоприменительной практике.

    
      Статья 11. Меры финансового контроля

      1. В целях осуществления мер финансового контроля лица, определенные настоящей статьей, представляют следующие декларации физических лиц:

      1) декларацию об активах и обязательствах;

      2) декларацию о доходах и имуществе.

      2. Декларацию об активах и обязательствах представляют кандидаты в Президенты Республики Казахстан, депутаты Парламента Республики Казахстан и маслихатов, акимы городов районного значения, поселков, сел, сельских округов, а также в члены выборных органов местного самоуправления и их супруги – до регистрации в качестве кандидата.

      3. Декларацию о доходах и имуществе представляют:

      1) лица, занимающие ответственную государственную должность, и их супруги;

      2) лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, и их супруги;

      3) должностные лица и их супруги;

      4) лица, приравненные к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, и их супруги.

      4. В случае приобретения в течение отчетного календарного года имущества, определенного налоговым законодательством Республики Казахстан, лица, указанные в пункте 3 настоящей статьи, в декларации о доходах и имуществе отражают сведения об источниках покрытия расходов на приобретение указанного имущества.

      5. Декларация об активах и обязательствах составляется в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан и представляется по форме и в порядке, которые определены налоговым законодательством Республики Казахстан.

      6. Декларация о доходах и имуществе составляется в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан и представляется по форме, в порядке и сроки, которые определены налоговым законодательством Республики Казахстан.

      7. Сведения о представлении физическими лицами, указанными в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, декларации об активах и обязательствах или декларации о доходах и имуществе размещаются на официальном интернет-ресурсе государственного органа, осуществляющего руководство в сфере обеспечения поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджет, в порядке, установленном налоговым законодательством Республики Казахстан.

      8. Непредставление декларации об активах и обязательствах и (или) декларации о доходах и имуществе или представление неполных, недостоверных сведений в таких декларациях, если в содеянном не содержатся признаки уголовно наказуемого деяния:

      лицами, указанными в пункте 2 настоящей статьи, – является основанием для отказа в регистрации или отмене решений о регистрации;

      лицами, указанными в пункте 3 настоящей статьи, – влечет ответственность, предусмотренную Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях.

      9. Опубликованию в срок не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным календарным годом, подлежат сведения, отраженные в декларациях физических лиц, которые представили следующие лица и их супруги:

      1) занимающие политические государственные должности;

      2) занимающие административные государственные должности корпуса "А";

      3) депутаты Парламента Республики Казахстан;

      4) судьи Республики Казахстан;

      5) лица, исполняющие управленческие функции в субъектах квазигосударственного сектора.

      Перечень сведений, подлежащих опубликованию, определяется уполномоченным органом по противодействию коррупции.

      Сведения, указанные в части второй настоящего пункта, размещаются службами управления персоналом (кадровыми службами) государственных органов, организаций, Парламента Республики Казахстан и Верховного Суда Республики Казахстан на их официальных интернет-ресурсах.

      10. Требования пункта 7 и подпунктов 1) и 2) пункта 9 настоящей статьи не распространяются на сведения, составляющие государственные секреты.

      11. Физические и юридические лица, которые участвуют в выполнении функций по управлению государственным имуществом, представляют в порядке и сроки, установленные Правительством Республики Казахстан, отчеты обо всех сделках имущественного характера и финансовой деятельности, связанных с государственной собственностью, в государственный орган, осуществляющий в отношении государственного имущества правомочия собственника.

      12. Поступающие в органы государственных доходов сведения, предусмотренные настоящей статьей, являются охраняемой законом тайной в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Их разглашение влечет ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.

      13. Сведения, составляющие служебную и налоговую тайну, представляются уполномоченному органу по финансовому мониторингу в целях и порядке, предусмотренных Законом Республики Казахстан "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

      Примечания.

      1. Лицами, исполняющими управленческие функции в субъектах квазигосударственного сектора, в настоящей статье признаются лица, постоянно, временно либо по специальному полномочию исполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в указанных организациях.

      2. Под организационно-распорядительными функциями в настоящей статье подразумевается деятельность лиц по осуществлению предусмотренных законодательством и учредительными документами полномочий исполнительного органа организации. К этим функциям относятся общее руководство коллективом, расстановка и подбор кадров, организация и контроль труда подчиненных, поддержание дисциплины, выражающееся в применении мер поощрения и наложении дисциплинарных взысканий.

      3. Под административно-хозяйственными функциями в настоящей статье подразумевается осуществление лицами, на которых возложена полная материальная ответственность, деятельности в рамках предоставленных полномочий по управлению и распоряжению имуществом, в том числе деньгами, находящимися на балансе и банковских счетах организации.

      Статья 12. Антикоррупционные ограничения

      1. В целях недопущения лицами, занимающими ответственную государственную должность, лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, лицами, приравненными к ним (за исключением кандидатов в Президенты Республики Казахстан, депутаты Парламента Республики Казахстан или маслихатов, акимы городов районного значения, поселков, сел, сельских округов, а также в члены выборных органов местного самоуправления), должностными лицами, а также лицами, являющимися кандидатами, уполномоченными на выполнение указанных функций, совершения действий, которые могут привести к использованию ими своих полномочий в личных, групповых и иных неслужебных интересах, указанные лица с учетом особенностей, установленных статьями 13, 14 и 15 настоящего Закона, принимают на себя антикоррупционные ограничения по:

      1) осуществлению деятельности, не совместимой с выполнением государственных функций;

      2) недопустимости совместной службы (работы) близких родственников, супругов и свойственников;

      3) использованию служебной и иной информации, не подлежащей официальному распространению, в целях получения или извлечения имущественных и неимущественных благ и преимуществ;

      4) принятию подарков в связи с исполнением служебных полномочий в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      2. Законами, регулирующими порядок выполнения отдельных государственных функций, могут устанавливаться другие правовые нормы, предусматривающие ограничения, направленные на предупреждение коррупции.

      3. Согласие лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, на принятие антикоррупционных ограничений фиксируется службами управления персоналом (кадровыми службами) соответствующих организаций в письменной форме.

      4. Непринятие антикоррупционных ограничений лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, влечет отказ в приеме на должность либо увольнение с должности (освобождение от должности), их несоблюдение в случаях отсутствия признаков уголовно наказуемого деяния и административного правонарушения является основанием для прекращения ими государственной службы или иной соответствующей деятельности.

      Статья 13. Деятельность, несовместимая с выполнением государственных функций

      1. Лицам, занимающим ответственную государственную должность, лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций (за исключением депутатов маслихатов, осуществляющих свою деятельность не на постоянной или освобожденной основе), лицам, приравненным к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций (за исключением кандидатов в Президенты Республики Казахстан, депутаты Парламента Республики Казахстан или маслихатов, акимы городов районного значения, поселков, сел, сельских округов, а также в члены выборных органов местного самоуправления, лиц, осуществляющих деятельность в субъектах квазигосударственного сектора), должностным лицам запрещается:

      1) самостоятельно участвовать в управлении хозяйствующим субъектом, если управление или участие в управлении хозяйствующим субъектом не входит в их должностные обязанности в соответствии с законами Республики Казахстан, содействовать удовлетворению материальных интересов организаций или физических лиц путем неправомерного использования своих служебных полномочий с целью получения имущественных или иных благ;

      2) заниматься предпринимательской деятельностью, за исключением приобретения и (или) реализации паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов, облигаций на организованном рынке ценных бумаг, акций коммерческих организаций (простые акции в объеме, не превышающем пяти процентов от общего количества голосующих акций организаций) на организованном рынке ценных бумаг;

      3) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности.

      2. Лица, исполняющие управленческие функции в организациях, входящих в группу Фонда национального благосостояния, вправе занимать оплачиваемые должности в органах управления, наблюдательных советах, исполнительных органах иных организаций, входящих в группу Фонда национального благосостояния.

      3. Лица, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, вправе сдавать в имущественный наем (аренду) жилище, принадлежащее им на праве собственности, и получать доход от такой сдачи.

      4. Председателю Национального Банка Республики Казахстан и его заместителям запрещается приобретать паи инвестиционных фондов, облигации, акции коммерческих организаций.

      Председатель Национального Банка Республики Казахстан и его заместители в течение тридцати календарных дней со дня их назначения на должности обязаны передать в доверительное управление в порядке, установленном законами Республики Казахстан, принадлежащие паи инвестиционных фондов, облигации и акции коммерческих организаций, приобретенные до назначения их на должности.

      5. Лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, в течение тридцати календарных дней со дня вступления в должность обязаны передать в доверительное управление на время выполнения этих функций в порядке, установленном законами Республики Казахстан, принадлежащее им имущество, использование которого влечет получение доходов, за исключением денег, облигаций, паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов, законно принадлежащих этим лицам, а также имущества, переданного в имущественный наем.

      6. Договор на доверительное управление имуществом подлежит нотариальному удостоверению.

      7. В случае приобретения акции лица, указанные пункте 1 настоящей статьи, обязаны передать их в доверительное управление в течение тридцати календарных дней со дня приобретения в порядке, установленном законами Республики Казахстан, и представить в службу управления персоналом (кадровую службу) по месту работы копию нотариально удостоверенного договора на доверительное управление имуществом в течение десяти рабочих дней после нотариального удостоверения договора.

      8. Неисполнение обязательств, предусмотренных пунктами 4 и 6 настоящей статьи, лицами, занимающими ответственную государственную должность, лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, и лицами, приравненными к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций (за исключением кандидатов в Президенты Республики Казахстан, депутаты Парламента Республики Казахстан или маслихатов, акимы городов районного значения, поселков, сел, сельских округов, а также в члены выборных органов местного самоуправления, лиц, осуществляющих свою деятельность в субъектах квазигосударственного сектора), и должностными лицами является основанием для прекращения ими государственной службы или иной соответствующей деятельности.

      Сноска. Статья 13 с изменениями, внесенными Законом РК от 22.01.2016 № 446-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
     
      Статья 14. Недопустимость совместной службы (работы)близких родственников, супругов или свойственников

      1. Лица, занимающие ответственную государственную должность, лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, и лица, приравненные к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций (за исключением кандидатов в Президенты Республики Казахстан, депутаты Парламента Республики Казахстан или маслихатов, акимы городов районного значения, поселков, сел, сельских округов, а также в члены выборных органов местного самоуправления), должностные лица не могут занимать должности, находящиеся в непосредственной подчиненности должностям, занимаемым их близкими родственниками и (или) супругом (супругой), а также свойственниками.

      2. Лица, нарушающие требования пункта 1 настоящей статьи, если они добровольно в течение трех месяцев с момента обнаружения указанного нарушения его не устранят, подлежат переводу на должности, исключающие такую подчиненность, а при невозможности такого перевода один из этих служащих подлежит увольнению с должности или иному освобождению от указанных функций.

      Примечание. В настоящем Законе под близкими родственниками понимаются родители (родитель), дети, усыновители (удочерители), усыновленные (удочеренные), полнородные и неполнородные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки, под свойственниками – братья, сестры, родители и дети супруга (супруги).

      Статья 15. Конфликт интересов

      1. Лицам, занимающим ответственную государственную должность, лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, лицам, приравненным к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, должностным лицам запрещается осуществлять должностные обязанности, если имеется конфликт интересов.

      2. Лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, должны принимать меры по предотвращению и разрешению конфликта интересов.

      3. Лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, обязаны в письменной форме уведомить непосредственного руководителя либо руководство организации, в которой они работают, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только им станет об этом известно.

      Непосредственный руководитель либо руководство организации по обращениям лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, или при получении информации из других источников обязаны своевременно принимать следующие меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов:

      1) отстранить лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, от исполнения должностных обязанностей и поручить другому лицу исполнение должностных обязанностей по вопросу, в связи с которым возник или может возникнуть конфликт интересов;

      2) изменить должностные обязанности;

      3) принять иные меры по устранению конфликта интересов.

      Статья 16. Меры противодействия коррупции в сфере предпринимательства

      1. Субъекты предпринимательства при осуществлении своей деятельности принимают меры по предупреждению коррупции, в том числе по минимизации причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений, путем:

      1) установления организационно-правовых механизмов, обеспечивающих подотчетность, подконтрольность и прозрачность процедур принятия решений;

      2) соблюдения принципов добросовестной конкуренции;

      3) предотвращения конфликта интересов;

      4) принятия и соблюдения норм деловой этики;

      5) принятия мер по формированию антикоррупционной культуры;

      6) взаимодействия с государственными органами и иными организациями по вопросам предупреждения коррупции.

      2. Стандарты по предупреждению коррупции для субъектов предпринимательства могут разрабатываться и приниматься объединениями (ассоциациями, союзами) субъектов предпринимательства.

      Статья 17. Национальный доклад о противодействии коррупции

      1. Национальный доклад о противодействии коррупции – документ, содержащий анализ и оценку состояния и тенденции распространения коррупции на международном и национальном уровнях, предложения по формированию, реализации и совершенствованию антикоррупционной политики.

      2. Уполномоченный орган по противодействию коррупции ежегодно формирует Национальный доклад о противодействии коррупции и в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, вносит его в Правительство Республики Казахстан для последующего представления Президенту Республики Казахстан.

      3. Национальный доклад о противодействии коррупции формируется на основе результатов работы уполномоченного органа по противодействию коррупции и деятельности государственных органов, физических и юридических лиц по вопросам противодействия коррупции.

      4. Порядок подготовки, внесения Национального доклада о противодействии коррупции Президенту Республики Казахстан и его опубликования утверждается Президентом Республики Казахстан.

      Сноска. Статья 17 с изменением, внесенным Законом РК от 06.04.2016 № 484-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Глава 3. СУБЪЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ И ИХ ПОЛНОМОЧИЯ

      Статья 18. Субъекты противодействия коррупции

      К субъектам противодействия коррупции относятся:

      1) уполномоченный орган по противодействию коррупции;

      2) иные субъекты противодействия коррупции – государственные органы, субъекты квазигосударственного сектора, общественные объединения, а также иные физические и юридические лица.

      Статья 19. Антикоррупционная служба

      1. Антикоррупционная служба – оперативно-следственные подразделения уполномоченного органа по противодействию коррупции, осуществляющие деятельность, направленную на предупреждение, выявление, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных преступлений.

      2. Сотрудники антикоррупционной службы при исполнении ими служебных обязанностей обладают полномочиями, установленными Законом Республики Казахстан "О правоохранительной службе" и иными законодательными актами Республики Казахстан.

      Сноска. Статья 19 с изменением, внесенным Законом РК от 06.04.2016 № 484-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
     
      Статья 20. Компетенция уполномоченного органа по противодействию коррупции

      Уполномоченный орган по противодействию коррупции осуществляет следующие функции:

      1) разработка предложений по совершенствованию нормативной правовой базы в сфере противодействия коррупции, а также принятие в установленном законодательством Республики Казахстан порядке нормативных правовых актов в пределах своей компетенции;

      2) выявление причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений в деятельности государственных органов, организаций и субъектов квазигосударственного сектора, в соответствии с настоящим Законом;

      3) внесение на рассмотрение Правительства Республики Казахстан рекомендации по минимизации и устранению причин и условий возникновения коррупции в деятельности государственных органов, организаций и субъектов квазигосударственного сектора;

      4) ежегодное внесение в Правительство Республики Казахстан для последующего представления Президенту Республики Казахстан Национального доклада о противодействии коррупции в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

      5) мониторинг исполнения государственными органами, организациями, субъектами квазигосударственного сектора рекомендаций по устранению причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений, вынесенных по результатам внешнего анализа коррупционных рисков;

      6) осуществление мониторинга реализации имущества, конфискованного по уголовным делам о коррупционных преступлениях и приобретенного на средства, добытые преступным путем, как правило, с последующим опубликованием информации о его обращении в доход государства;

      7) изучение и распространение положительного опыта противодействия коррупции;

      8) выработка предложений по совершенствованию образовательных программ в сфере формирования антикоррупционной культуры;

      9) содействие и оказание методической помощи субъектам противодействия коррупции в реализации образовательных программ по антикоррупционному образованию и воспитанию, информационной и разъяснительной деятельности, исполнению государственного социального заказа, направленного на формирование антикоррупционной культуры;

      10) взаимодействие с другими государственными органами, физическими и юридическими лицами по основным направлениям деятельности уполномоченного органа по противодействию коррупции;

      11) участие в подготовке проектов международных договоров по вопросам противодействия коррупции, взаимодействие с соответствующими органами иностранных государств по вопросам противодействия коррупции, участие в пределах своих полномочий в деятельности международных организаций;

      12) иные функции, возложенные законами Республики Казахстан, а также актами Президента Республики Казахстан.

      Сноска. Статья 20 с изменением, внесенным Законом РК от 06.04.2016 № 484-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
     
      Статья 21. Полномочия уполномоченного органа по противодействию коррупции

      1. Уполномоченный орган по противодействию коррупции при выполнении возложенных на него функций:

      1) запрашивает у государственных органов, организаций и должностных лиц информацию и материалы в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

      2) в случаях выявления нарушения законодательства Республики Казахстан о противодействии коррупции принимает меры в установленном законодательством порядке по их устранению;

      3) определяет порядок проведения антикоррупционного мониторинга;

      3-1) составляет протоколы и рассматривает дела об административных правонарушениях в порядке, установленном Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях;

      4) осуществляет иные права, возложенные законами Республики Казахстан, а также актами Президента Республики Казахстан.

      2. Антикоррупционная служба уполномоченного органа по противодействию коррупции в пределах своих полномочий вправе:

      1) проводить анализ практики оперативно-розыскной и следственной деятельности, досудебного расследования по коррупционным преступлениям;

      2) по имеющимся в производстве уголовным делам подвергать приводу лиц, уклоняющихся от явки по вызову;

      3) изымать или производить выемку документов, товаров, предметов или иного имущества в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Республики Казахстан и (или) законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях;

      4) использовать изоляторы временного содержания, следственные изоляторы в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан;

      5) вносить государственным органам, организациям или лицам, исполняющим в них управленческие функции, представления о принятии мер по устранению обстоятельств или других нарушений закона в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Республики Казахстан;

      6) исключен Законом РК от 06.04.2016 № 484-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);

      7) требовать производства ревизий, налоговых и других проверок, аудита и оценки от уполномоченных органов и должностных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан;

      8) совершенствовать формы и методы борьбы с коррупционными преступлениями, определять стратегию и тактику оперативно-розыскной деятельности, вырабатывать и реализовывать меры по повышению ее эффективности;

      9) в соответствии с законодательством Республики Казахстан создавать и использовать информационные системы, обеспечивающие решение возложенных на нее задач, организовывать исследование в ходе досудебного расследования, производства по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством;

      10) конвоировать задержанных и лиц, заключенных под стражу;

      11) осуществлять иные полномочия, возложенные законами Республики Казахстан, а также актами Президента Республики Казахстан.

      Сноска. Статья 21 с изменениями, внесенными Законом РК от 06.04.2016 № 484-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
     
      Статья 22. Полномочия государственных органов, организаций, субъектов квазигосударственного сектора и должностных лиц по противодействию коррупции

      1. Противодействие коррупции в пределах своей компетенции обязаны вести все государственные органы, организации, субъекты квазигосударственного сектора и должностные лица.

      2. Выявление, пресечение, раскрытие, расследование и предупреждение коррупционных правонарушений и привлечение лиц, виновных в их совершении, к ответственности в пределах своей компетенции осуществляются органами прокуратуры, национальной безопасности, внутренних дел, государственных доходов, военной полиции, Пограничной службой Комитета национальной безопасности Республики Казахстан.

      Статья 23. Участие общественности в противодействии коррупции

      Физические лица, общественные объединения и иные юридические лица при противодействии коррупции применяют следующие меры:

      1) сообщают об известных им фактах совершения коррупционных правонарушений в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

      2) вносят предложения по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики по вопросам противодействия коррупции;

      3) участвуют в формировании антикоррупционной культуры;

      4) осуществляют взаимодействие с другими субъектами противодействия коррупции и уполномоченным органом по противодействию коррупции;

      5) запрашивают и получают в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, от государственных органов информацию о деятельности по противодействию коррупции;

      6) проводят исследования, в том числе научные и социологические, по вопросам противодействия коррупции;

      7) проводят разъяснительную работу в средствах массовой информации и организуют социально значимые мероприятия по вопросам противодействия коррупции.

      Статья 24. Сообщение о коррупционных правонарушениях

      1. Лицо, располагающее информацией о коррупционном правонарушении, информирует руководство государственного органа либо организации, сотрудником которой является, либо уполномоченный орган по противодействию коррупции.

      2. Руководство государственного органа, организации, уполномоченный орган по противодействию коррупции обязаны принять меры по поступившему сообщению о коррупционном правонарушении в соответствии с законом.

      3. Лицо, сообщившее о факте коррупционного правонарушения или иным образом оказывающее содействие в противодействии коррупции, находится под защитой государства и поощряется в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.

      Положения настоящего пункта не распространяются на лиц, сообщивших заведомо ложную информацию о факте коррупционного правонарушения, которые подлежат ответственности в соответствии с законом.

      4. Информация о лице, оказывающем содействие в противодействии коррупции, является государственным секретом и предоставляется в порядке, установленном законом. Разглашение указанной информации влечет ответственность, установленную законом.

Глава 4. УСТРАНЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

      Статья 25. Взыскание (возврат) незаконно полученного имущества или стоимости незаконно предоставленных услуг

      1. В случаях отказа добровольно сдать незаконно полученное имущество или оплатить государству его стоимость или стоимость незаконно полученных услуг в результате коррупционных правонарушений их взыскание осуществляется на основании решения суда, вступившего в законную силу, по иску прокурора, органов государственных доходов либо других государственных органов и должностных лиц, уполномоченных на это законом. Указанные органы до вынесения судом решения принимают меры по сохранности имущества, принадлежащего правонарушителю.

      2. В случаях, указанных в пункте 1 настоящей статьи, прокурор, органы государственных доходов либо другие уполномоченные на это законом государственные органы и должностные лица в сроки, установленные законом, обращаются в суд с иском об обращении незаконно полученного имущества и (или) взыскании стоимости незаконно полученных услуг в доход государства.

      3. Если с лица, занимающего ответственную государственную должность, лица, уполномоченного на выполнение государственных функций, и лица, приравненного к лицу, уполномоченному на выполнение государственных функций, и должностного лица на момент увольнения, иного освобождения от выполнения соответствующих функций не взысканы незаконно полученное имущество или стоимость незаконно предоставленных услуг, должностное лицо или орган, принимающие решение о таком освобождении, направляют в органы государственных доходов по месту жительства виновного лица уведомление о полученных противоправных доходах.

      4. Возврат, учет, хранение, оценка и реализация сданного имущества осуществляются в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.

      Статья 26. Недействительность сделок, договоров, актов и действий, совершенных в результате коррупционных правонарушений

      1. Сделки, договоры, совершенные в результате коррупционных правонарушений, признаются судом недействительными в установленном законом Республики Казахстан порядке по иску уполномоченных государственных органов, заинтересованных лиц или прокурора.

      2. Принятие актов и совершение действий в результате коррупционных правонарушений являются основаниями для их отмены (признания недействительными) лицами, уполномоченными на отмену (прекращение действия) соответствующих актов, либо в судебном порядке по иску заинтересованных лиц или прокурора.

Глава 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 27. Порядок введения в действие настоящего Закона

      1. Настоящий Закон вводится в действие с 1 января 2016 года, за исключением:

      1) статьи 11, которая вводится в действие с 1 января 2020 года;

      2) исключен Законом РК от 30.11.2016 № 26-VI (вводится в действие с 01.01.2017).

      2. Исключен Законом РК от 30.11.2016 № 26-VI (вводится в действие с 01.01.2017).

      3. Установить, что со дня введения в действие настоящего Закона до 1 января 2020 года статья 11 действует в следующей редакции:

"Статья 11. Меры финансового контроля

      1. Лица, являющиеся кандидатами на государственную должность либо должность, связанную с выполнением государственных или приравненных к ним функций, представляют в орган государственных доходов по месту жительства:

      декларацию о доходах и имуществе, являющемся объектом налогообложения, в том числе находящемся за пределами территории Республики Казахстан, с указанием места нахождения указанного имущества;

      сведения о:

      вкладах в банковских учреждениях и о ценных бумагах, в том числе за пределами территории Республики Казахстан, с указанием банковского учреждения, а также о финансовых средствах, которыми данные лица вправе распоряжаться лично или совместно с другими лицами;

      своем участии в качестве акционера или учредителя (участника) юридических лиц с указанием доли участия в уставном капитале и полных банковских или иных реквизитов указанных организаций;

      трастах и о государствах, в которых они зарегистрированы, с указанием номеров соответствующих банковских счетов, если лицо или его супруг (супруга) является бенефициаром этих трастов;

      названиях и реквизитах других организаций, у которых с лицом имеются договорные отношения, соглашения и обязательства (в том числе и устные) по содержанию или временному хранению материальных и финансовых средств, принадлежащих лицу или супругу (супруге) в размере, превышающем тысячекратный размер месячного расчетного показателя.

      2. Лица, занимающие государственную должность, ежегодно в период выполнения своих полномочий в порядке, установленном налоговым законодательством Республики Казахстан, представляют в орган государственных доходов по месту жительства декларацию о доходах и имуществе, являющемся объектом налогообложения и находящемся как на территории Республики Казахстан, так и за ее пределами.

      3. Лица, уволенные с государственной службы по отрицательным мотивам, в течение трех лет после увольнения в порядке, установленном налоговым законодательством Республики Казахстан, представляют в орган государственных доходов по месту жительства декларацию о доходах и имуществе, являющемся объектом налогообложения и находящемся как на территории Республики Казахстан, так и за ее пределами.

      4. Супруг (супруга) лица, указанного в пункте 1 настоящей статьи, представляет в орган государственных доходов по месту жительства:

      декларацию о доходах и имуществе, являющемся объектом налогообложения, в том числе, находящемся за пределами территории Республики Казахстан, с указанием места нахождения указанного имущества;

      сведения о:

      вкладах в банковских учреждениях и о ценных бумагах, в том числе за пределами территории Республики Казахстан, с указанием банковского учреждения, а также о финансовых средствах, которыми данные лица вправе распоряжаться лично или совместно с другими лицами;

      своем участии в качестве акционера или учредителя (участника) юридических лиц с указанием доли участия в уставном капитале и полных банковских и иных реквизитов указанных организаций;

      трастах и о государствах, в которых они зарегистрированы, с указанием номеров соответствующих банковских счетов, если лицо или его супруг (супруга) является бенефициаром этих трастов;

      названиях и реквизитах других организаций, у которых с лицом имеются договорные отношения, соглашения и обязательства (в том числе и устные) по содержанию или временному хранению материальных и финансовых средств, принадлежащих лицу или супругу (супруге) и превышающих тысячекратный размер месячного расчетного показателя.

      5. Супруг (супруга) лица, указанного в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, представляет в орган государственных доходов по месту жительства декларацию о доходах и имуществе, являющемся объектом налогообложения и находящемся как на территории Республики Казахстан, так и за ее пределами.

      6. Члены семьи лица, являющегося кандидатом на службу в специальный государственный орган, представляют в орган государственных доходов по месту жительства декларацию и сведения, указанные в пункте 4 настоящей статьи.

      Примечание. Под членами семьи лица, являющегося кандидатом на службу в специальный государственный орган, в настоящем пункте признаются супруг (супруга), совершеннолетние дети и лица, находящиеся на его иждивении и постоянно проживающие с ним.

      7. Указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи лица представляют соответственно в орган, на занятие должности в котором они претендуют, либо по месту работы справку из органа государственных доходов о получении им деклараций и сведений, перечисленных в пунктах 1 или 5 настоящей статьи.

      8. Непредставление или представление неполных, недостоверных деклараций и сведений, перечисленных в настоящей статье, лицами, указанными в пунктах 1 и 2 настоящей статьи (за исключением лиц, уволенных с государственной службы по отрицательным мотивам), если в содеянном не содержится признаков уголовно наказуемого деяния, является основанием для отказа в наделении лица соответствующими полномочиями либо влечет дисциплинарную ответственность в предусмотренном законом порядке.

      9. Деяния, указанные в пункте 8 настоящей статьи, совершенные умышленно, а также совершенные неоднократно, влекут административную ответственность, налагаемую в установленном законом порядке.

      10. Деяния, указанные в пункте 8 настоящей статьи, совершенные впервые в течение трех лет после освобождения лиц от выполнения государственных или приравненных к ним функций, а также повторное совершение таких действий влекут установленную законом административную ответственность.

      11. В порядке, установленном законодательством, могут быть опубликованы сведения о размерах и об источниках доходов должностных лиц, занимающих ответственные государственные должности, а также сведения о доходах кандидатов на выборные государственные должности при их выдвижении.

      12. Лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, и лицам, приравненным к ним, запрещается заключение гражданско-правовых сделок не под своим именем – на подставных лиц, анонимно, под псевдонимом и других. Эти сделки признаются недействительными в установленном законом порядке.

      13. Физические и юридические лица, которые участвуют в выполнении функций по управлению государственным имуществом, представляют в порядке и сроки, установленные Правительством Республики Казахстан, отчеты обо всех сделках имущественного характера и финансовой деятельности, связанных с государственной собственностью, в государственный орган, осуществляющий в отношении государственного имущества правомочия собственника.

      14. Поступающие в органы государственных доходов сведения, предусмотренные настоящей статьей, составляют служебную тайну. Их разглашение, если в содеянном не содержится признаков уголовно наказуемого деяния, влечет увольнение виновного лица. Данные сведения представляются только по запросам уполномоченного органа по противодействию коррупции, органов прокуратуры, национальной безопасности, внутренних дел, государственных доходов, военной полиции, антикоррупционной службы, Пограничной службы Комитета национальной безопасности Республики Казахстан, а также в судебном порядке, установленном законом.

      Сведения, составляющие служебную тайну, представляются уполномоченному органу по финансовому мониторингу в целях и порядке, предусмотренных законодательством Республики Казахстан о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

      15. Меры финансового контроля, предусмотренные настоящей статьей, не распространяются на правоотношения, связанные с приобретением в собственность жилищ и строительных материалов для строительства жилищ в Республике Казахстан. Финансовый контроль при приобретении жилищ и строительных материалов для их строительства осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан.".

      4. Признать утратившим силу Закон Республики Казахстан от 2 июля 1998 года "О борьбе с коррупцией" (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1998 г., № 15, ст. 209; 1999 г., № 21, ст. 774; 2000 г., № 5, ст. 116; 2001 г., № 13-14, ст. 172; № 17-18, ст. 241; 2002 г., № 17, ст. 155; 2003 г., № 18, ст. 142; 2004 г., № 10, ст. 56; 2007 г., № 17, ст. 140; № 19, ст. 147; 2008 г., № 23, ст. 114; 2009 г., № 19, ст. 88; № 24, ст. 122, 126; 2010 г., № 24, ст. 148; 2011 г., № 1, ст. 2; № 7, ст. 54; 2012 г., № 4, ст. 30, 32; № 8, ст. 64; № 13, ст. 91; № 23-24, ст. 125; 2013 г., № 2, ст. 10; № 14, ст. 72; 2014 г., № 11, ст. 61; № 14, ст. 84; № 16, ст. 90; № 21, ст. 122; № 22, ст. 131; № 23, ст. 143).

      Сноска. Статья 27 с изменениями, внесенными Законом РК от 30.11.2016 № 26-VI (вводится в действие с 01.01.2017).

 

Президент

 

 

Республики Казахстан

 

Н. НАЗАРБАЕВ