- Департаменты по регионам
- Астана
- Алматы
- область Ұлытау
- Шымкент
- область Жетісу
- Акмолинская область
- область Абай
- Актюбинская область
- Алматинская область
- Атырауская область
- Восточно-Казахстанская область
- Жамбылская область
- Западно-Казахстанская область
- Карагандинская область
- Костанайская область
- Кызылординская область
- Мангистауская область
- Павлодарская область
- Северо-Казахстанская область
- Туркестанская область
Дата публикации: 05.11.2015 15:48
Дата изменения: 05.11.2015 16:07
Система управления рисками
в органах государственных доходов.
В рамках реализации программы совершенствования налогового и таможенного администрирования перед органами государственных доходов стоит задача по обеспечению содействия легальному бизнесу, созданию благоприятных условий для инвестиций, в то же время выявление потенциальных угроз государству, вызванных перемещением запрещенных, ограниченных к ввозу (вывозу) на территорию республики товаров или не законным перемещением через границу, а также контроль по исполнению обязательства налогоплательщика (налоговым агентом) по уплате налогов и таможенных платежей.
Для достижения данной цели используется системы управления рисками, которые обеспечивают осуществление эффективного налогового и таможенного контролей, исходя из принципа выборочности, основанного на оптимальном распределении ресурсов службы на наиболее важных и приоритетных направлениях работы для предотвращения нарушений налогового и таможенного законодательств.
Применение СУР в органах государственных доходов закреплено Кодексами Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» и «О таможенном деле в Республике Казахстан».
Согласно Налоговому кодексу целями системы управления рисками являются:
1) сосредоточение внимания на сферах повышенно риска и обеспечение более эффективного использования имеющихся в распоряжений ресурсов;
2) увеличение возможностей по выявлению нарушений в сфере налогообложения;
3) отбор налогоплательщиков (налоговых агентов) для проведения налоговых проверок;
4) подтверждение суммы превышения налога на добавленную стоимость, подлежащая возврату;
5) определение степени риска нарушения, выявленного по результатам камерального контроля;
6) определение права на упрощенный порядок возврата суммы превышения налога на добавленную стоимость с учетом положений статьи 274 Налогового кодекса.
Система управления рисками основана на оценке рисков и включает меры, выработанные и (или) применяемые органами государственных доходов в целях выявления и предупреждения риска.
Риск – вероятность неисполнения и (или) неполного исполнения налогового обязательства налогоплательщиком (налоговым агентом), которые могли и (или) могут нанести ущерб государству.
Для применения рисков органы государственных доходов осуществляют анализ данных налоговой отчетности, представленной налогоплательщиком (налоговым агентом), сведений, полученных от уполномоченных государственных органов, а также других документов и (или) сведений о деятельности налогоплательщика (налогового агента).
Благодаря системе управления рисками, контроль, осуществляемый органами государственных доходов, стал дифференцированным, проверки назначаются только самым рисковым субъектам, с высокой вероятностью нарушения налогового законодательства. В отношении менее рисковых, направляется уведомление либо извещение для самостоятельного устранения несоответствий.
Согласно кодексу Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан» системы управления рисками применяются в целях:
1) обеспечения в пределах компетенции органов государственных доходов мер по защите национальной (государственной) безопасности, жизни здоровья человека, охране окружающей среды;
2) выявления, прогнозирования и предотвращения нарушений таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Республики Казахстан;
3) создания декларантам и лицам, осуществляющим деятельность в сфере таможенного дела, соблюдающим таможенное законодательство Республики Казахстан, благоприятных условий для перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза;
4) ускорения проведения таможенных операций при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза.
Органы государственных доходов применяют систему управления рисками для определения товаров, транспортных средств международной перевозки, документов и лиц, подлежащих таможенному контролю, форм таможенного контроля, применяемых к таким товарам, транспортным средствам международной перевозки, документам и лицам, и степени проведения таможенного контроля.
При оценке риска также будет учитываться налоговые и таможенные истории участника внешнеэкономической деятельности
Содержание профилей риска и индикаторов риска по участникам ВЭД, а также критерии оценки степени рисков налогоплательщиков по каждому виду нарушения предназначенных для использования органами государственных доходов, является конфиденциальной (служебной) информацией.