Дата публикации: 13.12.2016 12:17
Дата изменения: 13.12.2016 12:18

Создание благоприятной среды для ведения бизнеса – основная задача органов государственных доходов

 

В декабре текущего года наша страна отметит знаковое событие – 25-летие со дня становления независимого государства. Это своего рода рубеж, позволяющий подвести определенные итоги и выверить пути достижения стратегических целей.

Руководствуясь Стратегией развития Казахстана до 2050 года, мы формируем современное общество на фундаменте развитой экономики. Как отметил Глава государства, такая экономика должна строиться на принципах конкурентоспособности, инвестиционной привлекательности, поддержки предпринимательства. В целях улучшения качества оказываемых государственных услуг органами государственных доходов на постоянной основе проводятся мероприятия по оптимизации процессов предоставления услуг.

На пути к автоматизации государственных услуг Комитет государственных доходов  провел объединение лицевых счетов. Ранее предприниматель имел различные лицевые счета как налогоплательщик в налоговых органах и как участник внешней экономической деятельности в таможенных органах.

Автоматизирован процесс предоставления справочной информации, анализ и обобщение которой легли в основу дальнейших улучшений. Для получения справочной информации на официальном портале комитета создано персональное рабочее пространство. Сервис посредством опроса посетителей, то есть анкетным методом (онлайн-тест), формирует ответы на интересующие вопросы.

Уровень удовлетворенности клиентов – это главный индикатор эффективности принимаемых мер. Например, уже сейчас отменен сбор за государственную регистрацию индивидуального предпринимателя. Пересмотрена процедура постановки на регистрационный учет в качестве плательщика налога на добавленную стоимость, бланк свидетельства НДС переведен в электронный формат (по аналогии с выдачей свидетельства ИП). Отменено требование об обязательном предоставлении справки об отсутствии задолженности по налогам и обязательным платежам в бюджет.

Совместно с платежным шлюзом «электронного правительства» запущен механизм передачи Банками информации об уплате налоговых и таможенных платежей в онлайн режиме. Данное взаимодействие позволило сократить срок передачи информации о платежах в информационные системы органов государственных доходов с 2-3 рабочих дней после осуществления налогоплательщиками уплаты до нескольких минут.

            Передача информации в онлайн режиме реализована в целях оперативного подтверждения уплаченных налоговых и таможенных платежей в бюджет, исключения требования предоставления документов, подтверждающих уплату при выпуске товаров, своевременной и адресной разноски платежей на лицевые счета налогоплательщиков, и соответственно, своевременного оказания государственных услуг.

            На текущий момент к системе онлайн платежей подключены 2 крупных Банка - АО «Казпочта» (по налоговым и таможенным платежам) и АО «Народный банк» (по таможенным платежам), в ближайшее время планируется подключение АО «Цеснабанк», с дальнейшим подключением остальных Банков.

Все эти шаги в соответствии с поручениями Главы государства направлены на повышение качества государственных услуг, переход от односторонне-властных принципов во взаимоотношениях госаппарата с населением к эффективному и оперативному оказанию государственных услуг.

В сфере таможенного администрирования реформы, предложенные Президентом РК в Плане нации «100 конкретных шагов», выступают в качестве драйвера глобальной автоматизации. Внедрение электронного таможенного администрирования является одной из составных частей реализуемого комитетом 38-го шага – «Введение принципа «единого окна» при прохождении таможенных процедур экспортерами и импортерами, развитие системы электронного декларирования, сокращение количества документов для экспорта и импорта и времени их обработки».

В рамках реализации данного шага совместно с Конференцией ООН по торговле и развитию Комитет государственных доходов запускает информационную систему ­«АСТАНА-1» на базе системы ASYCUDA. Она внедрена в 95 странах мира, полностью соответствует нормам и стандартам ВТО, ЕС и получила позитивные оценки Всемирного банка, в том числе по рейтингам Doing Business.

Эта информационная система предоставляет возможность удаленного Е-декларирования. Например, если участник внешней экономической деятельности везет товар из США, он может заранее отправить таможенную декларацию. Декларация заблаговременно поступит на сервер комитета. Соответственно, информационные системы КГД проведут анализ на наличие рисков еще до прибытия груза. Когда товар прибудет на границу, он имеет шанс пройти без задержки. Если же система рисков сообщает о наличии несоответствий, к такому грузу будут применены формы таможенного контроля.

Хотелось бы отметить, что на сегодняшний день органами государственных доходов предоставляются  53 вида государственных услуг, из них 32 налогового и 20 - таможенного направлений, еще одна услуга оказывается Службой экономических расследований - прием информации об уголовных правонарушениях. Из этих 53 услуг 34 оказываются в электронной форме, в том числе 25 услуг налогового направления, и 9 услуг таможенного направления. Еще 18 услуг оказываются только в бумажной форме.

По всем государственным услугам разработаны и утверждены Приказами Министра финансов Республики Казахстан стандарты и регламенты оказания государственных услуг.

За 9 месяцев 2016 года органами государственных доходов оказано всего 674,8 тысяч услуг (9 месяцев 2015 года -254,2 тысяч, прирост составил 37,6%), в том числе:

       - в электронной форме – 591,6 тысяч  или 87,6 %

       - на бумажном носителе – 83,2 тысяч или 12,4 %

Для уменьшения контакта с налогоплательщиками и участниками ВЭД Департаментом проводится работа по переводу услуг в электронный формат и предоставлению альтернативных способов получения государственных услуг.

Услуги налогового направления доступны через Кабинет налогоплательщика и портал электронного правительства.

Работа органов государственных доходов обществом оценивается положительно, что позволяет наладить обратную связь. Уже год функционирует сервис приема сообщений о проявлениях «теневой» экономики через мобильное приложение WhatsАpp на номер 87710179900.  Все сообщения поступают в систему управления рисками и способствуют не только проверкам, но и оперативно-розыскной деятельности.

Система управления рисками позволяет не только выявлять проявления «теневого» бизнеса но, и сконцентрирована на недопущении необоснованного вмешательства в бизнес, то есть система не позволяет принимать субъективные решения.

В завершении, хотелось бы отметить, что руководствуясь Стратегией развития Казахстана до 2050 года, мы формируем современное общество на фундаменте развитой экономики. Как отметил Глава государства, такая экономика должна строиться на принципах конкурентоспособности, инвестиционной привлекательности, поддержки предпринимательства. Органами государственных доходов огромное внимание уделяется созданию благоприятных условий для получения государственных услуг, обеспечению их доступности всем слоям населения и бизнеса, а также исполнения налоговых и таможенных обязательств.

 

 

 

 

Заместитель руководителя

Департамента государственных доходов

по Костанайской области                                                             С. Ахметов